ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет
Кафедра современного языкознания
РЕФЕРАТ НА
ТЕМУ:
«Лингвистический
анализ текста Н.Рубцова «Тихая моя родина»
Выполнила:
студентка VI курса р/о
Э.Ф.Хазиева
Проверила: Кандидат
филологических наук
доцент Е.П.Кислова
УФА - 2016
Введение
Пятидесятые и
шестидесятые годы – время поисков, полемик, бурных споров о дальнейших путях
развития литературы. Феномен Н.Рубцова был подготовлен целым поколением литераторов.
Творчество поэта не замкнулось, однако, в рамках какого –то одного направления
литературного процесса – оно представляет собой своеобразный тип мировоззрения,
который зависит не от собственно
литературных факторов, а от причин гораздо более широкого масштаба.
Расцвет
творчества поэта наступил во второй половине десятилетия и ознаменовался
ориентацией художника на развитие традиций русского классического стиха, на
разработку основ конкретно-реалистического стиля. Обращение его к традициям
русской классики благотворно сказалось в целом на его творчество – им созданы
поистине значительные произведения своего времени: «Видение на холме», «Тихая
моя родина», «Журавли», «Философские стихи» и др. Приход
Н.М. Рубцова в русскую литературу совпал с её расцветом. И в
определённом смысле явился ответом на запросы времени.
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января
1936 года. Мальчиком, он рано остался без родителей, мальчика отправили в
“детский дом на берегу реки”. Жизнь его была очень трудной, бесприютной, прожил
он недолго, всего 35 лет. Однако написал
Рубцов много замечательных стихотворений. Николай Михайлович писал и для детей.
Это в основном стихи о животных, птицах, о природе: “Ласточка”, “Воробей”,
“Ворона”, “Медведь”, “Про зайца”, “Коза”, “Берёзы”, “Первый снег”. Говоря о
лирике Н.Рубцова, нужно, прежде всего, отметить книги стихов, издание при его жизни. Это «Волны и
скалы»(1962), «Лирика»(1965), «Звезда полей»(1967, «Душа хранит»(1969), «Сосен
шум»(1970).
Это тонкий лирик, влюбленный в свою
землю, которая была объектом его литературных исследований («Владимирские
проселки», «Камешки на ладони», «Мед на хлебе» и другие); защитник исторических
памятников, почитатель дедовских преданий. Одним из первых писатель выступил с
призывом восстановить Оптину пустынь (ныне монастырь восстановлен). В этом,
тогда еще недостроенном храме, В. Солоухин и был отпет в 1997 году перед его
последним путешествием в родную землю, в село Олепино.
Глава
I. Историческая справка.
Николай
Рубцов – лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических
произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о
красотах средней полосы России, о родине. Однажды Николай Рубцов написал:
"А еще потому нахожусь именно здесь, что здесь мне легче дышится, легче
пишется, легче ходится по земле".
Это сказано было о селе
Никольском Тотемского района. И не просто сказано, но и подтверждено стихами -
"легче там, где поле и цветы...". У Рубцова было развито чувство
пространства и своего положения в нем. Поэт оставил несколько интереснейших
высказываний о Вологде, о Москве, о Тотьме... А в своем знаменитом
стихотворении "Тихая моя родина" он объединил, нарушив географию, два
святых для него места - Николу и Вологду - в одно целое:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
...............................
Тина теперь и болотина ?
Там, где купаться
любил...
...............................
Все содержание стихотворения
говорит о том, что перед нами село Никольское (д. Никола), но сегодня мы уже
знаем, что мать Рубцова похоронена не там, а в Вологде на Введенском кладбище.
Поэт тоже знал об этом. Как знал он и о малой родине своих предков, которую мы
и должны обозначить здесь в первую очередь.
Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому
писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней
полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в
сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в
повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…», «новый забор перед школою».
Глава II. Лингвистический анализ текста.
Лирический
герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда
соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной
школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и
подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли.
Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей
лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.
Ключевым словом становится эпитет
«тихая», с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Этот
эпитет 5 раз повторяется в стихотворении: Тихо ответили жители, Тихо проехал
обоз… Тихая моя родина, Я ничего не забыл». Ощущение покоя с милой сельской
глубинкой.
Ключевые слова
|
Ассоциации
|
Тихо
|
Мышь, шепот, громко, буря, молчание
|
Родина
|
Мать, Россия, Вологда, просторы, край
|
Церковные купола
|
Звон, золото, батюшка, церковь, крести
|
Жители
|
Город, деревня, население, старые, долгожители
|
связь
|
Телефон, интимная, международная,
родственная, хорошо
|
Жанр: стихотворение
В
этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны:
«купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною
туманная будет бежать и бежать». Эпитеты к слову «тихая» – неброская, застенчивая, скромная, негромкая,
спокойная.. . «Тихая»
родина встречает Рубцова мягким, чуть слышным шуршанием листвы, которое мы
слышим в звуках слов / х,г,ч,в,и./: тихо, тишина, покой...
Тихая моя родина!// --------- 3/1 2/2 3/1
Ивы, / луна,/
соловьи...// ----------- 3/1 2/2 3/3
____
_____ _______
Мать
моя здесь похоронена// -------- 1/1 2/2
1/1 5/3
В детские
годы мои.// ---------- 3/1
2/1 2/1
- Где же могила? //не видели?//
-------- 2/1 3/2
3/1
---------- --------------
Поля да края
небес.// ---------- 2/1 2/1
3/2
-------- ----------
Тихо
ответили жители://---------
2/1 4/2 3/1
- Каждому памятник крест.//-------- 3/1
3/1 1/1
Тихо
ответили жители,//-------------
2/1 4/2 3/1
Тихо
проехал обоз.//--------------
2/1 3/2 2/2
Купол
церковной обители//---------
2/1 3/1 4/2
Яркой
травою зарос.//---------
2/1 3/2 2/2
Лица старушек землистые//-------- 2/1
3/2 4/2
Вроде могильной земли.//-------- 2/1
3/2 2/2
Тоже какою то мглистою//------- 2/1 3/2
3/1
-------
Серой травой заросли.//-------- 2/1 2/2
3/3
----------
Там, где я плавал за рыбами,//------ 1/1 2/1
3/1
Сено гребут в сеновал://------ 2/1 2/2
3/3
Между речными изгибами//------ 2/1 3/2
4/2
Вырыли
люди канал.//--------
3/1 2/1 2/2
Тина теперь и болотина.//----- 2/1 2/2
4/2
Там,/ где купаться любил...//------ 1/1
3/2 2/2
Тихая моя родина,//-------- 3/1 2/2
3/2
Я ничего не забыл. //--------- 1/1 3/2
3/3
Старый забор перед школою,//------ 2/1 2/2
2/2 3/1
Тщательно выметен ссор. //------ 3/1 3/1
1/1
Словно ворона
веселая,//------
2/1 3/2 4/2
Сяду
опять на забор!//------ 2/1 2/2
2/2
------------
Школа моя деревянная!..//----- 2/1
2/2 5/3
--------- ---------------
Поле, /холмы,/ облака…//------ 2/1
2/2 3/3
Медом,/ зерном/ и сметаною//------ 2/1
2/2 4/2
Пахнет в тени ивняка//------ 2/1 2/2
3/3
С
каждой избою и тучею,//------
2/1 3/2 3/1
С
громом, /готовым упасть,//------- 2/1 3/2
2/2
Чувствую
самую жгучую,//------
3/1 2/1 3/1
Самую
смертную связь.//------- 3/1
3/1 1/1
Дактиль-трехсложная стопа в стихосложении, в которой ударение падает на первый слог из трех слогов(/_ _). Дактиль обычно литературоведы называют певучим размером. И действительно, стихотворение Н.Рубцова необычайно певуче и лирично. Оно могло быть песней, может быть. Строчки одного четверостишия переходят плавно в другое.
Например:
«...Тихо ответили жители: (2-ое четверостишие)
--Это на том берегу.»
«...Тихо ответили жители, (3-ое четверостишие)
Тихая моя родина!// -обращение. Эмоции сильны до сих пор, поэтому восклицательные предложения заставляет нас повысить голос, нарушает вековую тишину этих мест.
Ивы,/
луна, /соловьи...// -перечисление, заканчивается многоточием,
воспоминание навивает. Это то, что было всегда и остается неизменным
Мать моя
здесь похоронена//
В детские годы мои.// - (понижение)
интонации вводности в конце предложения, выделяет слово «мать, здесь», детские
годы связаны со смертью матери
- Где же могила?// Не видели?// - автор спрашивает
в конце предложения вопросительный знак , герой не знает где находится могила
матери
Поля да края небес//- повышение
интонации, это значит то что когда смотришь на поле и смотреть
вдаль кажется будто бы поле касается неба! Выделяет слова «поля, края, небес» - логическое
ударение
Тихо ответили жители://
- Каждому памятник/ крест // человек который умирает ставят памятник –крест,
герой понимает, насколько это важно - сохранить связь времен, связь поколений.
И могилы близких людей - это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое.
Тихо ответили жители,//
Тихо проехал обоз.//- ровный тон
Купол церковной обители//
Яркой травою зарос.// - в конце
предложения понижение интонации, даже
церковь тихо заросла травой.
Лица старушек землистые//
Вроде могильной земли//
Тоже какою то мглистою//
Серой травой заросли// - повешение интонации выделяет звук «р»
Там, где я плавал за рыбами,//
Сено гребут в сеновал://
Между речными изгибами//
Вырыли люди канал.// - понижение интонации
Тина теперь /и болотина//
Там,/ где купаться любил...//
Тихая /моя родина,//
Я
ничего не забыл.// - Герой переходит через реку памяти и
продолжает узнавать и не узнавать
Старый
забор перед школою,//
Тщательно
выметен ссор//
Словно ворона веселая//
Сяду опять на забор!// - Многое изменилось, но два
времени как бы сосуществуют в душе героя: он видит то, чего уже нет.
Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то
сидел мальчишкой, герой хочет опять испытать беззаботность детства. Герой вновь
почувствовал себя мальчишкой.
Первая
часть стихотворения кончается так же, как и начинается, – обращением. Только
«школа моя деревянная» – это не только обычная сельская школа, но и малая
родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и
впервые дружил, похоронил мать.
Школа моя деревянная!..//
Поле,/холмы/,облака,//
Медом,/зерном/ и
сметаною//
Пахнет в тени ивняка// - Никто
не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память
устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности,
как самое дорогое, что у нас есть. Даже запахи здесь свои, родные.
И вдруг в последних четырех строчках тишина
нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым,
эмоциональным, пылким признанием:
С каждой избою и тучею,//
С громом, готовым упасть,//
Чувствую самую жгучую, //
Самую смертную связь. //–.
Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость,
непрочность дорогого ему священного покоя. А еще он словно боится, что ему не
хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так,
чтобы в нее поверили! Потому-то так неожиданно и врывается в ткань
стихотворения отлагательное
существительное - "гром", придавая ему эмоциональный заряд.
Эмоциональный накал удваивается: этот гром "готов упасть". С родиной
у лирического героя - "самая
жгучая, самая смертная связь". Поэт использует оба прилагательных в
сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного "самая
жгучая" ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному -
"самая смертная".
Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души (связь лирическое героя с маленьким уголком родным уголком)
Синтаксис В
стихотворении 16 предложений, Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души (связь лирическое героя с маленьким уголком родным уголком)
Первая строчка – как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест, предложение заканчивается восклицательным знаком.
Предложения в основном простые. Присутствуют односоставные предложения с однородным подлежащим «Ивы, реки, соловьи: поле, холмы, облака; медом, зерном и сметаною»
Бессоюзное сложное предложение «Тихо ответили жители, тихо проехал обоз», «Тихая моя родина, я ни чего не забыл»
Сложное предложение с разнотипной связью, бессоюзная и подчинительная «Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами
Вырыли люди канал.»
Неполные предложение «где тут могила? Не видели?»
Определенно-личное предложение «с каждой избою
и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую
самую жгучую, самую смертную связь»
«...Словно ворона веселая,Сяду опять на забор!...» (сравнительный оборот).
« Я ничего не забыл, пишет Н Рубцов. Встреча поэта с родиной навевает воспоминания, и поэтому в стихотворении он не раз обрывает строки многоточием. «Ивы, река соловьи…», « Там, где купаться любил…», Школа моя деревянная…» незаконченность высказывания.
Двоеточие - «Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.» - Интонация незавершенности, вторая часть разъясняет первую, то можно поставить
слова- а именно.
Синтаксический параллелизм «Тихая моя
родина! Ивы, луна, соловьи...»,
«Школа
моя деревянная!..Поле, холмы, облака…»
Инверсия:
«Тихо ответили жители», «Тихо проехал
обоз», «Вырыли люди канал».Анафора: «тихо»
Корневой повтор:
«землистые -земли», «поля- поле», «могила – могильной», «травой – травою»,
«зарос – заросли», «сено – сеновал», «река – речными», «школою – школа».
Местоимения: моя,
я – повторяются, действие субъекта, авторская позиция
Глаголы: не видели, ответили,
проехал, зарос, заросли, плавал, гребут, вырыли, купаться любил, не забыл, сяду, пахнет, упасть, чувствую
Существительные: родина,
ивы, луна, соловьи, мать, годы, могила, поля, края, небес, жители, обоз, купол,
обитель, лица, старушек, земли, травой, рыбами, сено, сеновал, изгибами, люди,
забор, школою, ссор, ворона, забор, холмы, облака, медом, зерном, сметаною,
тени, связь.
Устаревшие слова: обоз-
сборище путевых (т.е.подорожных), кладных
(то есть — грузовые) повозок или саней.
Болотина- болотистое место, болото.
Обитель – место, где кто- то живет, жилище; то же, что
монастырь
Согласных- 3,4%
Гласных – 2,62%
Заключение
Каждый
человек непременно возвращается туда, где он родился, и где прошли его детские
годы. Встреча с прошлым почти всегда окрашена легкой грустью, ведь в этом мире,
таким знакомом и родном, для человека уже нет места – его заняли другие
мальчишки и девчонки. Подобные чувства испытал и Николай Рубцов, когда в 1964
году побывал в Няндоме – небольшом северном городке, где прошли первые 6 лет
его жизни.
Встреча с малой родиной стала для поэта настоящим
откровением, ведь он даже не мог предположить, что в душе поднимется теплая
волна любви и грусти, радости и сожаления. Именно тогда появилось на свет
стихотворение «Тихая моя родина» — светлое, пронзительное и лишенное патетики.
Прогулка по знакомым улицам вернула Рубцова в
далекое довоенное прошлое, когда все казалось простым и понятным. Но настала
война, и вскоре местный погост пополнился свежей могилой матери поэта. Однако
найти старое кладбище Рубцов не смог, так как в родной Няндоме многое
изменилось. Так, погост оказался на другой стороне реки, так как «между речными
изгибами вырыли люди канал». В тоже время излюбленное место купания будущего
поэта полностью затянулось тиной. Тем не менее, автор узнает мир своего детства
и отмечает: «Тихая моя родина, я ничего не забыл».
На прежнем месте осталась школа, в которую Рубцов
так и не успел пойти. Она все так же окружена свежевыкрашенным забором, на
котором в детстве так любил сидеть автор. Он не смог отказать себе в
удовольствии вновь присесть на него и внимательно оглядеть «зеленый простор»,
которым когда-то любовался, не думая о том, что время так скоротечно.
Свою жизнь, полную взлетов и падений, поэт
сравнивает с рекой, которая провожает его тихим журчанием. Пройдут годы, и
другие мальчишки с таким же упоением будут рыбачить на ее берегах и купаться в
ее прозрачных водах. Самому же автору остается лишь вспоминать с ностальгией
это счастливое время и по-доброму завидовать тем, кому еще предстоит пройти
путь от детства к юности. Прожив много лет в крупном городе, Рубцов не
отказывается от своей малой родины. Наоборот, он с любовью вглядывается в
знакомый пейзаж из деревьев и стареньких изб. Сквозь новые краски проступают
едва уловимые черты прошлого. И чем больше они кажутся знакомыми и близкими,
тем яснее автор ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» с этим забытым
Богом уголком, таким родным, любимым и близким, но, в то же время, уже ставшим
чужим.
Список литературы:
1.Н.М.Рубцов.
Тихая моя родина. М.-2004 г.
2.Рубцов Н. Русский огонек. В 2 ч. – Вологда. 1994
г.
3.Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л. 1974 г.
4. Белков В. С.
Повесть о Вологде. Сто
историй о Рубцове. Вологда,
1991.
5. Белков В. С. Жизнь Рубцова. Вологда, 1993.
6.Бараков В.Н. Современная русская лирика. М.
Вологда 1994г.
7.Зайцев В.А. Русская советская поэзия 1960-1970-е
г. М. 1984 г.
Интернет-ресурсы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий