На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

суббота, 13 февраля 2016 г.

Конспект урока литературы в 6 классе "Тема Родины в стихах Николая Рубцова".

Тема Родины в стихотворениях Николая Рубцова.


Летовальцева Ирина Ардальоновна,
МБОУ «Средняя общеобразовательная 
 школа №4»,  г. Великий Устюг


Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с биографическими сведениями и творчеством Н. Рубцова.
2. Продолжить обучение выразительному чтению, комментированию, словесному рисованию.
3. Продолжить обучение методам исследовательской деятельности.
4. Формировать умение определять художественную идею, композицию лирического произведения, давать оценку, соотносить с произведениями других писателей, сходными по тематике.
5. Развивать умение владеть монологической и диалогической речью (устной и письменной), ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к той или иной проблеме, литературному произведению, писателю.
6. Воспитывать любовь к родной природе, Родине.

Тип урока:
урок изучения и анализа художественного произведения.

Оборудование:
Презентация к уроку, компьютер, медиапроектор, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

1.Слово учителя.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы узнаем с вами много нового , надеюсь, что вам будет очень интересно. Начать урок я хочу немного необычно: с прослушивания музыкальной композиции. Вслушайтесь в слова этой песни и попытайтесь определить тему урока.

(Звучит песня на стихи Н.Рубцова в исполнении М.Трошина «Тихая моя родина») -3 мин.

- Каким вы представляете себе человека, создавшего эти строки?
(О родине, этот человек любит свой дом, край, он нежный, чувственный, думающий, не безразличный к тому месту, где он родился).

2.Определение темы урока.

-Автор строк, на музыку которого положена эта песня, Н.М.Рубцов, поэт с необыкновенным даром. Его считают одним из выдающихся лирических поэтов. За свою жизнь он успел издать лишь 4 поэтических сборника, но оставил свой неповторимый, добрый и прекрасный след в поэзии.

-Как вы думаете, о чём его песня? Как она связана с нашим уроком?
(песня о родине, о доме, о матери)Тема урока – родина в стихотворениях поэта. Запишите в тетради: «Тема Родины в стихотворениях Н.М.Рубцова».

Слайды 1-2
-Какова же наша цель? Что мы должны сегодня узнать на уроке? Чему научиться?
(познакомиться с краткими биографическими сведениями о поэте, его стихотворениями о родине, выявить их своеобразие, проанализировать их).
3.Анализ стихотворения «Тихая моя родина...»-А какой смысл вкладывает человек в слово «родина»?Какие образы вы представляете, когда слышите слово «родина»?Запишите свои представления в тетрадь. Начните со слов: «Моя родина – это…»
(прослушивание работ учащихся)

-Какая же родина у Николая Рубцова? Перед вами стихотворение «Тихая моя родина..». Прочитаем его выразительно.

-Объединитесь в группы и выясните, что из этого стихотворения мы узнали о жизни поэта? Какие картины увидели? Какие звуки услышали? Какие уловили запахи? Какие элементы прошлой жизни рисует здесь поэт?

Слайд 3.

(Деревенский пейзаж: купол церкви, деревянная школа, река. Повозки, деревенское кладбище).

-Какой же на самом деле была родина Н.Рубцова? Его жизнь, люди, которые его окружали? Послушаем краткие биографические сведения.
(сообщение ученика) Слайды 4-10.

-Совпадает ли содержание стихотворения с теми сведениями, которые мы узнали из выступления?

-А теперь давайте обобщим весь тот материал, который мы сегодня услышали на уроке и проанализируем стихотворение «Тихая моя родина..» с помощью известного нам плана.(записи в тетрадях)

Слайды 11-12


1.Написано в 1954г.,посвящено Василию Белову, известному вологодскому писателю, другу поэта.
2.Тема родины, рассказ о том месте, где прошли детские годы поэта.
3.Показать отношение к тому месту, где родился, любовь к родине, желание ещё раз там побывать.
4. «Чувствую самую жгучую, самую смертную связь». Человек на всю жизнь связан со своей родиной, неотделим от неё, связан до конца, до самой смерти.
5.Автор и лирический герой совпадают. Лирический герой грустит, печалится, сожалеет, что связь с родиной оборвалась в какой-то момент, но всегда её ощущает внутренне.
6.

Эпитеты
Метафоры
Сравнения
Тихая родина
Жгучая, смертная связь
Яркой травою
Речка за мною туманная будет бежать и бежать
Словно ворона весёлая сяду опять на забор

7.Это стихотворение занимает важное место в творчестве поэта. Оно отражает одну из самых основных тем – тему родины.
8.Оно является важным в истории русской поэзии. В незатейливых по содержанию строчках Н.Рубцов показал своё понимание слова «родина», отличающееся по настроению, образам от стихотворений других русских поэтов. Как писал об этом один из знатоков лирики Рубцова: «Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова…»
Слайды 13-14

4.-Как мы уже сказали, стихотворение посвящено Василию Ивановичу Белову, известному нашему также вологодскому поэту. Какие его книги вам знакомы? Послушайте отрывок из его произведения «На родине». Какой вы видите родину писателя? Что объединяет произведения двух талантливых литераторов?
(Они объединены общей темой – возвращением на родину – и общим чувством людей, выросших и живущих на северной земле, выстраданном ими в долгих поисках. Но каждый из них хотел донести до нас своё видение и своё понимание слова «родина»).
В.Белов «На родине».
«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.
Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…
Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной!».
5. Составление синквейна.
- В завершении работы над стихотворениями Н.Рубцова я предлагаю вам объединиться в группы и составить синквейн по теме урока.

Слайд 15

6. -У Рубцова есть шутливое стихотворение «Экспромт»:
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чём-то вроде,
Потом верхом, потом пешком
Пройду по волоку с
Мешком –
И буду жить в своём народе.


Он, конечно, будет жить в своём народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос, призывающий нас с вами любить свою родину – Россию.
7.Сейчас я вам предлагаю ещё раз послушать чудесные строки Н.М. Рубцова ,посвящённые родине. Это стихотворение к следующему уроку выучить наизусть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий