На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

понедельник, 8 февраля 2016 г.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО Н.М.РУБЦОВА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Садыкова Надежда Анатольевна,
учитель высшей квалификационной категории
(МБОУ «СОШ №21», г. Северодвинск)
Черникова Ирина Леонидовна,
учитель высшей квалификационной категории
(МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова»,
с. Емецк Холмогорский район)


Проанализировав календарно-тематическое планирование по литературному чтению за 1-4 класс, можно сделать вывод, что с творчеством Н.М.Рубцова мы знакомим детей очень мало. Ни для кого не секрет, что в наше время не хватает добра, сочувствия, тёплого отношения друг к другу. Дети вырастают эгоистичными и обозлёнными. Стихи же Рубцова пропитаны духовностью и гуманностью. Раскройте любой поэтический сборник Н.Рубцова, почитайте стихи, и вы ясно увидите в его лирике уроки доброты.
Этот поэт дорог тем, что он родился в селе Емецк Холмогорского района, откуда мы родом. Уже много лет мы собираем материал о поэте, изучаем его произведения. На данный момент у нас сложилась своя система внеклассной работы, с которой хотим поделиться с коллегами.

Цель нашей работы:
познакомить обучающихся с жизнью и творчеством северного поэта.
Задачи:
1) учить анализировать поэтический текст на примере стихотворений; 
2) отрабатывать навык художественного чтения (осмысленного, правильного, беглого, выразительного);
3) формировать коммуникативную и речевую компетентность обучающихся;
4) воспитывать уважение к творческому наследию соотечественника;
5) воспитывать чувство доброты, сострадания, сочувствия; гордости за свою малую и большую Родину и любви к ней.
В своей работе применяем следующие методы обучения:
1. Словесные – рассказ, сообщение, беседа, работа с книгой (хрестоматией), дополнительной литературой (художественной, справочной, научно-популярной).
2. Наглядные – работа с иллюстрациями к произведениям.
3. Практические - наблюдения, творческие задания.
4. Игровые – дидактические и имитационные игры, заочные путешествия и экскурсии, театрализация.
Работа ведётся поэтапно. Знакомство с поэтом начинаем в 1 классе. Проводим внеклассное мероприятие по теме «Н.М.Рубцов – наш поэт-земляк». 
Цель: создать условия для первого знакомства с поэтом, с его творчеством.
Во 2 классе мы отправляемся в заочное «Путешествие на малую родину поэта Н.М. Рубцова». (Приложение № 1)
В 3 классе проводим занятия по краеведческому курсу «Морянка», благодаря которому появилась возможность в большей мере соприкоснуться с лирическими стихами поэта, пронизанными любовью к родному краю, к красоте северной природы, к её обитателям [Полякова, 2012, с.95, 117]. В рабочей тетради в разделе «Родом из поморской славной стороны» знакомим обучающихся с дальнейшей судьбой поэта, анализируем стихи «Воробей», «Ворона», «Заяц». [Полякова, 2015, с. 22-23]. В своей работе используем Хрестоматию о Русском Севере, которая включает в себя произведения Н.М. Рубцова. Свои результаты работы представляем на школьном конкурсе чтецов северных поэтов «Люби и знай свой край» в виде «Стихотворного вернисажа». В классе создаём стенд на тему «Моё слово верное прозвенит. Буду я, наверное, знаменит», строчки которого мы взяли из известного стихотворения поэта. Мечта его сбылась: в 2006 году в селе Емецк был установлен памятник Н.М.Рубцову.
В 4 классе мы своими руками создаём книгу со стихами Н.М.Рубцова. Обучающиеся получают задание творческого характера: «Проиллюстрировать одно из стихотворений». На этапе рефлексии дети выражают своё отношение к проделанной работе. У многих появляется желание продолжить знакомство с произведениями Рубцова. А это - уже победа для учителя! Работа по изучению творчества Н.М.Рубцова продолжается в «Литературной гостиной». Особенно эмоционально проходит занятие, где мы знакомимся с песнями «В горнице», «Я долго буду гнать велосипед». Многие из стихотворений Н.Рубцова стали песнями – полюбились за мелодичность. Это поистине народные задушевные произведения.


Активно в своей работе мы сотрудничаем с Емецким краеведческим музеем. Его сотрудники охотно делятся с нами имеющийся информацией, проводят экскурсии.
Выпуская своих детей в пятый класс, мы уверены, что поэтический мир Рубцова им стал неравнодушен. Надеемся, что наша работа послужит для кого-нибудь из обучающихся истоком своего литературного творчества.


Список литературы


1. ​ Николаева Э.И., Полякова И.Ф. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах. Архангельск, 2012. ​
2. Полякова И.Ф. Морянка. Рабочая тетрадь 3 класс. Архангельск, 2015.


Приложение № 1.


«ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАЛУЮ РОДИНУ ПОЭТА Н.М. РУБЦОВА»
(Внеклассное мероприятие. Форма работы – групповая, 2 класс).

Цель: знакомство детей с творчеством поэта Н. М. Рубцова.
Задачи: 
1. ​ Развивать интерес к поэзии и словарный запас.
2. ​ Формировать коммуникативные навыки.
3. ​ Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет поэта, выставка книг, карта путешествия, мультимедийная презентация, аудиозаписи, бумажные козырьки на голову разного цвета, рюкзак, сумка, кружка, блокнот с ручкой, компас, хлеб, спички, машинка игрушечная, конструктор, пульт от телевизора, учебник, кипятильник, перчаточная кукла «Коза».

Ход мероприятия:
- Ребята, а вы любите бывать в лесу, ходить в походы? Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на малую родину замечательного поэта Николая Михайловича Рубцова. (Портрет) С его стихами вы будете не раз встречаться на уроках литературного чтения. У нас в стране издаётся много книг с его произведениями. Его поэзия близка людям. Надеюсь, что его стихи будут интересны и вам. (Выставка книг)
- Родился Николай Михайлович 3 января 1936 года в старинном северном селе Емецк, которое находится в 170 км от Архангельска. Туда мы с вами и отправимся. Я буду вашим экскурсоводом. Сам поэт тоже любил путешествовать.
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чём-то вроде,
Потом верхом, потом пешком
Пройду по волоку с мешком –
И буду жить в своём народе - писал поэт. Мы проделаем с вами тот же путь.

- Ребята, предположите, что можно узнать во время путешествия?

Цель: путешествуя, мы познакомимся с детством Николая Михайловича, его стихами, полюбуемся красотой нашего северного края, узнаем, каким его видел поэт.

- Я надеюсь, что вы будете, друг другу хорошими товарищами, придёте на помощь в трудную минуту. Ребята, что берут с собой люди, когда отправляются в незнакомое место? (Ответы детей) Мы с вами тоже будем путешествовать по карте. (Карта)

- Начало пути - город Архангельск, конец-село Емецк. Двигаться мы будем по реке. Кто знает, на берегу, какой реки стоит Архангельск? Вот по ней мы и поплывём на кораблике. (Рисунок) А в Емецк попадём по маленькой речке Емце, которая является притоком Двины. Что мы возьмём с собой в путешествие? Давайте поиграем в игру «Соберись в дорогу».

- Перед вами разные вещи. Возьмите только то, что необходимо для путешествия. (Перед детьми лежат рюкзак, сумка, кружка, блокнот с ручкой, компас, хлеб, спички, машинка игрушечная, конструктор, пульт от телевизора, учебник, кипятильник).

- Проверим, что вы выбрали.

- А вот послушайте стихотворение «Хлеб», в котором поэт рассказывает, что он собирал в дорогу.
Положил в котомку сыр, печенье,
Взял для роскоши миндаль. Хлеб не взял.
- Ведь это же мученье волочиться с ним в такую даль! -
Всё же бабка сунула краюху!
Всё на свете зная наперёд, так сказала:
- Слушайся старуху! Хлеб, родимый, сам себя несёт...
- А мы с вами возьмём хлеб в дорогу? Зачем?
- Чтобы солнце не светило в глаза, наденем козырьки. (Бумажные козырьки разного цвета)
 
Игра- имитация

- Встали, надели рюкзаки, идём на причал, где нас дожидается кораблик. Мы идём, идём, идём. Рюкзаки с собой несём. Усаживайтесь. Наш прогулочный корабль отправляется. Давайте на прощанье помашем руками родному городу. Закройте глаза, услышьте звук воды, крики чаек. (Звук воды, чаек – аудиозапись)

- А теперь откройте глаза. Ребята, вы узнаёте наш северный край? (Слайд) Его красоту воспел в своих стихах поэт. Здесь он провёл своё детство. Семья была большая: у Рубцовых было 6 детей. Жили скромно и просто, на виду у людей. Жили весело: отец хорошо пел и играл на гармони. Мать имела прекрасный голос, пела в церковном хоре. Эта музыкальность передалась и Коле. Всю свою дальнейшую жизнь он не расставался с гармонью и гитарой. Всего 1 год прожил в Емецке поэт, но этот год был самым счастливым в его жизни, потому что потом судьба преподнесла ему много испытаний. Давно нет уже с нами поэта, но остались его стихи. Познакомившись с ними, вам откроется удивительный мир. С особой гордостью поэт говорит о севере, о нашей с вами Родине.

Нет, не верю я выдумкам ложным,
Будто скучно на Севере жить.
Я в другом убеждён: невозможно
Героический край не любить!
- А вы любите свой край? За что? А какое дерево считается символом России? Берёза - любимое дерево поэта. Он любовался, восхищался, гордился ею. (Слайд)

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Физминутка о деревьях.
- Вспомните, какие звери живут в нашем лесу? Что вы знаете о медведе? А как вы думаете, может ли этот лесной великан плакать? (Мнения детей) Послушайте стихотворение Н.М.Рубцова «Медведь». (Аудиозапись)
- Какие чувства вызвало это стихотворение? А автору жаль было медведя? Докажите. Да, ребята, Николай Рубцов – человек с добрым сердцем.
- А теперь представьте себе опушку леса, ярко освещенную косыми лучами вечернего солнца. На опушке молодые ёлочки и высокая трава. Заяц выскакивает на тропку и видит Николая Михайловича. После этой встречи родилось стихотворение «Заяц». (Читает учитель под аудиозапись «Звуки леса»)

- Ребята, а чем это стихотворение похоже на предыдущее? Сделайте вывод, как мы должны относиться к животным?

- Наше путешествие продолжается. Пора нам отдохнуть и сделать привал. Мы выйдем на берег у лесного посёлка Брин-Наволок. (Карта)

Работа в группах
- Давайте поменяемся местами. Объединитесь в группы по цвету козырьков. (Дети пересаживаются)

- Ребята, а какие ягоды растут в нашем лесу? Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать, какие ягоды мы увидим. Каждой группе нужно отгадать одно слово. (Кроссворд на слайде)

Кроссворд «Лесные ягоды».


1. Красна, сладка, душиста.
Растёт к земле близко.
Сидит меж травы,
Нагнись и сорви. (земляника)


2. Рассыпает солнце стрелы,
Болото освещая.
Что за ягода созрела,
Жёлтая такая. (морошка)


3. Сидит на кочке рядом с нами,
Смотрит красными глазами.
Красна, кругла, кисла,
Витамина С полна! (клюква)


4. На кисточках бусинки
Алым горят.
Друг дружке мигают,
В лукошко хотят. (брусника)


Проверка (Слайды)

- А теперь послушайте, что об этих ягодах говорил поэт.
Отцветёт да поспеет
На болоте морошка,
Вот и кончилось лето, мой друг!


...От всех чудес всемирного потопа
Досталось нам безбрежное болото,
На сотни вёрст усыпанное клюквой.


Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем
Бруснику, спелую бруснику!


- Ребята, а что ещё растёт в лесу? Николай Михайлович любил ходить в лес за грибами. Специально для детей он написал стихотворение- загадку. Отгадайте о каких грибах идёт речь?
Сапоги мои - скрип да скрип
Под берёзою,
Сапоги мои – скрип да скрип
Под осиною,
И под каждой берёзой – гриб,
....................... (подберёзовик)


И под каждой осиной – гриб,
...................... (подосиновик) (Слайд)


- Какие грибы любил собирать Николай Михайлович?

У сгнившей лесной избушки,
Меж белых стволов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.

- Продолжаем наше путешествие. Из Северной Двины мы попадаем в речку Емцу. (Карта) Она небольшая. Рек таких на свете много, но Емцу ни с одной не сравнить. Сотни родниковых ключей питают её. В верховьях она не замерзает даже в самые лютые морозы. А весной на Емце не бывает ледохода. Только начнёт пригревать весеннее солнышко, начинает двигаться по речке полынья (так местные жители называют талую воду). Она быстро разъедает и уничтожает лёд. Здесь наше путешествие на корабле заканчивается. Мы высаживаемся на берег и двигаемся дальше пешком. (Карта) По берегам Емцы очень красивые луга. Давайте ими полюбуемся. (Слайд)
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом.
- И тут нам навстречу едет подвода с сеном. Что такое подвода? (Мнение детей). Подвода - это грузовая конная повозка. Гордо восседает на ней дедушка Филя. (Картинка с Филей). Николай Михайлович написал про Филю стихотворение. Ребята, а вы хотите узнать, для кого Филя везёт сено? Прочитайте стихотворение Н.М.Рубцова и узнаете. (Индивидуальные карточки)

...В избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живёт.

Филя любит скотину,
Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!


- Для кого Филя вёз сено? Каким был Филя? Докажите своё мнение строчками из стихотворения. Давайте проинсценируем стихотворение «Коза», для которой вёз Филя сено. Прочитайте глазками стихотворение (на карточках). Подумайте, какие роли нам потребуются? Кто желает быть автором, козой? Все остальные будут народом.

Инсценировка стихотворения «Коза»
(Перчаточная кукла «Коза»)

- Попрощаемся с добрым Филей и пойдём дальше пешком.

Физминутка «По дорожке, по дорожке…»

- Вот мы с вами и подошли к селу Емецк. (Слайд) Здесь и родился Н.М.Рубцов. Послушайте голос самого поэта. (Аудиозапись) Дом, в котором родился поэт, на улице Горончаровского сохранился до настоящего времени. (Слайд) Любовь к дому осталась у поэта на всю жизнь. Послушайте, как красиво звучит песня на стихи Рубцова «В горнице моей светло». (Аудиозапись)

- Есть в селе Емецк школьный краеведческий музей. (Слайд) Там собран большой материал о жизни поэта: фотографии, вещи, записи воспоминаний о поэте его близких, знакомых. Есть в селе памятник Н.М.Рубцову. (Слайд) О славе поэт не мечтал, но ему, наверно, очень хотелось, чтобы его стихи любили.

Моё слово верное прозвенит!
Буду я, наверное, знаменит!
Мне поставят памятник на селе!

- А ещё его имя носит одна из улиц села, школа, библиотека. Емчане бережно, с любовью относятся ко всему, что связано с жизнью и творчеством поэта. Став взрослым, Николай Михайлович приезжал в Емецк. Навсегда в памяти у него осталось это село. Любовь к своей Родине он пронёс через всю жизнь.

Неподвижно стояли деревья, и ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня чем-то самым святым на земле...

Рефлексия

- Вот и закончилось наше путешествие на родину поэта Н.М.Рубцова. Где вы побывали сегодня? Что узнали? О чём писал стихи Николай Михайлович? Стихи его живут в нас, очищают душу, наполняют добрым светом. Пусть в ваших сердцах останутся искренность и трепет поэзии Рубцова.

Список литературы

1) Николаева Э.И. Архангельская область: словарь-справочник для младших школьников. Архангельск, 2012.
2) Рубцов Н. М. В горнице моей светло. М., 2000.
3) Рубцов Н. М. Стихотворения. М., 2006.
4) Рубцов Н. М. Душа хранит. М., 2006.




3 комментария:

  1. Спасибо большое за чудесный материал!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое за интересный материал!Уже использовали в своей работе!

    ОтветитьУдалить