На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

среда, 24 февраля 2016 г.

«Душа, подобная звезде» (православные мотивы в творчестве Н. Рубцова) Сценарий поэтического вечера

Составитель: Постникова Нина Витальевна,
 заведующая Верхнешарденгской
 библиотекой- филиалом № 6 
Великоустюгского района 
                                                                                                                             Вологодской области
«Душа, подобная звезде»
(православные мотивы в творчестве Н. Рубцова)
Сценарий поэтического вечера

Цель: познакомить с духовной поэзией Н.М.Рубцова
Оформление: книжная выставка: «Пусть душа останется чиста» с разделами: Николай Рубцов: годы жизни», « Тихая моя родина», « Духовная поэзия Рубцова», « Воспоминания о Рубцове». 
Цитата: «Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова. Такой чистоты, такой одухотворенности такого молитвенного отношения к миру - у кого еще искать?» Ф.Абрамов. На столе - сборники стихов поэта.
На память о встрече участники получили закладки со стихами поэта и его портретом. 

Ведущий:
Добрый день! В наступивший 2016 году отмечается 80 лет со дня рождения Н.М. Рубцова – известного русского лирика. Судьба поэта странным образом связана с январём: 3 января 1936 года он родился, 19 января 1971 года трагически погиб. Идет время и открывает нам истинную цену всего, что создано Николаем Рубцовым. Поэт Рубцов, как никто другой, сумел передать настроение своего народа, его глубинные представления о добре и зле, вечном и преходящем. Вероятно, поэтому слово поэта живёт и продолжает волновать читателя. Когда читаешь стихи Рубцова, всегда думается о вечном. Олицетворением вечности для Рубцова было небо, туда он устремлял свой взор, там он нашёл свою «звезду полей».
Как Вы думаете почему среди небесных светил Рубцов навсегда и безоговорочно отдал свою любовь звезде?(Вопрос-размышление адресуется участникам встречи) Не потому ли, что память его народа, память его души хранила облик другой звезды – звезды Рождества?.. Звезда у Рубцова не случайный образ, а выражение высоких духовных стремлений, «сокровищ небесных».
1 участник встречи ( чтец) читает стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей».
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…


Ведущий: Поэзия Рубцова задумчивая, нежная, зовущая к размышлению.
2-й участник встречи( чтец) читает стихотворение Н.Рубцова «Душа хранит»

Вода недвижнее стекла.
И в глубине её светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.

О, вид смиренный и родной!
Берёзы, избы по буграм
И, отражённый глубиной,
Как сон столетий, Божий храм.

О, Русь – великий звездочёт!
Как звёзд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечёт,
Не тронув этой красоты,

Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлён
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времён…

Ведущий: С грустью говорит Рубцов о разрушении, запустении Божьих храмов.
Совершенно прозрачно звучат строки из стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»:
И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, –
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..
Глебу Горбовскому Рубцов написал из села Никольского: « Особенно раздражает меня самое грустное на свете – сочетание старинного невежества с современной безбожностью, давно уже распространившиеся здесь».
Весь настрой поэзии Рубцова на высшие духовные ценности, на «чистоту» души, есть не что иное, как отражение его неразрывной связи с православной традицией русского народа.
Не удивительно, что, живя на Вологодчине, Рубцов в своих скитаниях по-особому увидел и Ферапонтово – «диво дивное в русской глуши», средоточие «русского духа».
3-й участник встречи ( чтец) читает стихотворение Н.Рубцова « Ферапонтово»
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то божье в земной красоте.
И однажды возникло из грёзы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель…
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле…

Ведущий: Нет ничего святее для Рубцова его родной земли, важна для поэта любовь к простому человеку, живущему «по-христиански», терпеливо, смиренно.
Пример тому - стихотворение поэта о Филе.
4-й участник встречи( чтец) читает стихотворение « Добрый Филя».
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
Там в избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живёт.
Филя любит скотину,
Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!
Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть…
–Филя! Что молчаливый?
–А о чём говорить?
Ведущий: К лучшим образцам православной поэзии, к шедеврам русской классики можно отнести стихотворение «Старик», в котором «небесные сокровища» выражены Рубцовым совершенно по-христиански. Давайте послушаем его.
5-й участник встречи ( чтец)читает стихотворение Н.Рубцова « Старик»

Идёт старик в простой одежде.
Один идёт издалека.
Не греет солнышко, как прежде.
Шумит осенняя река.

Кружились птицы и кричали
Во мраке тучи грозовой,
И было всё полно печали
Над этой старой головой.

Глядел он ласково и долго
На всех, кто встретится ему,
Глядел на птиц, глядел на ёлку...
Наверно, трудно одному.

Когда, поёживаясь зябко,
Поест немного и поспит,
Ему какая-нибудь бабка
Поднять котомку пособит.

Глядит глазами голубыми,
Несёт котомку на горбу,
Словами тихими, скупыми
Благодарит свою судьбу.

Не помнит он, что было прежде,
И не боится чёрных туч,
Идёт себе в простой одежде
С душою светлою, как луч!

Ведущий: Вера, надежда, любовь – все христианские добродетели соединяются в поэзии Рубцова, несмотря на то, что достаточно в поэзии и боли, и горечи, и страданий. Но поэт считает, над всеми горестями и страданиями человека есть высшая сила, «таинственная сила». Поэтому так светло и радостно звучат самые любимые русским народом стихи Рубцова, положенные на музыку, такие, как например «Зимняя песня»:

Звучит песня « Зимняя песня» в исполнении женского вокального коллектива.


В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звёздами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.

Светятся, тихие, светятся, чудные,
Слышится шум полыньи…
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои?

Скромная девушка мне улыбается,
Сам я улыбчив и рад!
Трудное, трудное – всё забывается,
Светлые звёзды горят!

Кто мне сказал, что во мгле заметеленной
Глохнет покинутый луг?
Кто мне сказал, что надежды потеряны?
Кто это выдумал, друг?

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звёздами нежно украшена
Тихая зимняя ночь…
Ведущий: «Чистые сердцем Бога узрят», – гласит заповедь блаженства. Не об этом ли говорит и Рубцов в стихотворении «До конца»?
6-й участник встречи ( чтец)читает стихотворение Н. Рубцова « До конца»

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Перед этой
Жёлтой, захолустной
Стороной берёзовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!
Ведущая: Для Рубцова - человека, и для Рубцова - поэта – главное, сохранить чистой свою душу. На сельских дорогах, повстречался Рубцову «русский огонёк», который вселяет в душу поэта светлую веру в свой народ, сострадание, терпение, а еще доброту, бескорыстие, готовность помочь, которая как добрый огонёк согревает душу.

7-й участник встречи( чтец) читает стихотворение Н. Рубцова «Русский огонёк"


Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенел!..
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд
Какая глушь! Я был один живой.
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой...
Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя надежда!),
И услыхал, отряхивая снег:
· Вот печь для вас и теплая одежда...-
· Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде Жизни было мало,
И неподвижно сидя у огня,
Она совеем, казалось, задремала.
Как много желтых снимков па Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне И поразил
Сиротский смысл семейных фотографии!
Огнем, враждой Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...
· Скажи, родимый,
Будет ли война? -
И я сказал:- Наверное, не будет.
-Дай бог, дай бог...
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет...-
И вдруг опять:
-Не будет, говоришь?
· Нет - говорю,- наверное, не будет,
-Дай бог, дай бог...
И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей?
Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет 
Прервал ее старинные виденья...
· Господь с тобой! Мы денег не берем!
· Что ж, - говорю,- желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа
Горишь во мгле - и нет тебе покоя
В хрестоматийных строчках Рубцова «Россия, Русь! Храни себя, храни!» слышится православная молитва: «Спаси и сохрани…»
Библиотекарь:
В 2009 году увидел свет сборник статей «Н.М. Рубцов и православие», составленный президентом Фонда единства православных народов доктором философских наук, профессором МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Алексеевым. По словам составителя, этот сборник высоко оценил незадолго до своей кончины Патриарх Алексий Второй: «Книга удалась!» И нынешний Патриарх Кирилл, тогда еще Митрополит Смоленский и Калининградский, познакомившись с изданием, сказал, что книга ему понравилась, отметив, что Николай Рубцов – один из его любимых поэтов.
Автор: Виктор Бараков (г. Вологда)

7-й участник встречи ( чтец)читает стихотворение Н. Рубцова « Привет, Россия!»

Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое...


Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.
Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

Ведущая: Весь настрой поэзии Рубцова на высшие духовные ценности, на «чистоту» души, есть не что иное, как отражение его неразрывной связи с православной традицией русского народа. Виктор Коротаев сказал о своем земляке Рубцове: «Ему суждена долгая жизнь, потому что в его поэзии открываем мы все большие глубины и прозрения, постоянно испытывая на себе ее неотразимое очарование. И его звезда- чистая звезда поэзии- светит нам в пути. И разгорается с каждым днем все ярче!»

До новых встреч! 

Использованная литература:
Бараков В. Николай Рубцов и православие: по просторам Интернет
Кожинов ,В.В. Николай Рубцов: заметки о жизни и творчестве поэта/Н.М.Рубцов-. М., 1976.
Рубцов ,Н.М.Прощальная песня / Н.М.Рубцов: сборник стихотворений. Вступ. ст.В. Коротаева.- М.: Русская книга,1996.



Поэтический вечер, посвященный творчеству русского поэта Н.М. Рубцова под названием «Душа,подобная звезде» затрагивал православные мотивы в творчестве поэта. Вечер состоялся в Верхнешарденгской библиотеке в январе 2016 года.
В рамках подготовки к вечеру в библиотеке открыта выставка под названием «Пусть душа останется чиста». Каждому участнику вечера было предоставлено слово - чтение стихотворения Н. Рубцова и все присутствующие читали рубцовские стихи. Участники поэтического вечера прослушали аудиозапись стихотворения в исполнении самого автора. Активным участникам библиотекарь подарила поэтические сборники. Мероприятие сопровождала электронная презентация «Пусть душа останется чиста». Вечер завершился чаепитием, где продолжился разговор о поэзии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий