Лохова Ирина Михайловна,
МБОУ "Емецкая СШ",
Архангельская область
Эпиграф:
К морю нельзя равнодушным быть…
«Море» Н. Рубцов
МБОУ "Емецкая СШ",
Архангельская область
Эпиграф:
К морю нельзя равнодушным быть…
«Море» Н. Рубцов
Цели урока:
- Продолжить знакомство учащихся с миром поэзии Н. Рубцова, достичь понимания текста и авторской позиции;
- активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе выразительного чтения и анализа лирического произведения;
- содействовать развитию интереса к творчеству поэта и истории села.
Задачи урока
Образовательные:
- совершенствование навыков поискового чтения с извлечением необходимой информации;
- создание условий для формирования навыка устной речи в форме обсуждения и дискуссии;
Развивающие:
- развитие умения выказывать и аргументировать свою точку зрения;
- развитие способности анализировать, сравнивать и систематизировать предлагаемый материал;
- развитие способности к критическому мышлению.
Воспитательные:
- воспитание толерантности;
- формирование умения работать в коллективе;
- воспитание уважения к собеседнику;
- воспитание любви к родному краю и его истории.
Методические приёмы: сочетание методов творческого чтения,
эвристического и исследовательского, выразительное чтение стихотворений,
анализ поэтического текста.
Тип урока: урок развития речи (региональный компонент).
Предварительная работа: учащиеся готовят выразительное чтение
наизусть стихотворений, посвященных морю (по выбору учителя), собирают
материал о подвиге земляка Михаила Кузнецова с ледокола «Сибиряков»,
используя материалы краеведческого музея, сайта школы.
Настрой. Введение в тему урока.
Вы знаете, что на уроке у нас
пойдет речь о Рубцове. К уроку часть из вас учила
наизусть стихотворение, другие
занимались поисковой деятельностью.
Каждый год мы открываем для себя нового Рубцова. Сегодня перед нами –
влюбленный в море поэт.
Литературная композиция.
Морская одиссея Рубцова (начало)
- Куда же
ты, Коля?
- Каждый
ищет что-то свое. Я тоже хочу поискать…
Такой
разговор состоялся у Коли Рубцова летом 1952 года с другом Сергеем Багровым.
Где искать?
Может быть, его судьба там, где бурлило далекое море? Море, к которому он
тянулся со школьной скамьи, прочитав однажды и «Остров сокровищ», и «Дети
капитана Гранта» и много других приключенческих книг. И вид маловодной речушки
Толшмы (с. Никольское) вырастал в глазах его многократно, превращаясь в стихию
воды, которую можно сравнивать с морем. Романтическое грело сердце маленького
Рубцова, он мечтал проявить себя на море ничуть не хуже, чем персонажи
прочитанных книг.
Море влекло.
Дважды Рубцов пытается поступить в мореходное училище: сначала в Риге, потом –
в Архангельске, но не проходит по конкурсу.
Море в конце
концов стало для Коли Рубцова доступным. Не на неделю или на месяц, а на семь
долгих лет – с сентября 1952, когда он стал помощником кочегара на рыболовецком
траулере РТ-20 «Архангельск», до осени
1959, когда закончил службу в морфлоте в качестве дальномерщика миноносца
«Острый». Был, правда, в этот период полуторалетний срок, когда Николай учился
в Кировском (Мурманская область) горно-химическом техникуме, чтобы стать геологом,
но бросает учебу, понимая, что это не для него.
Утвердить
себя на флоте Рубцову было нелегко. Мешал внешний вид: ниже среднего роста,
худощав и тонок в кости, тогда как на кораблях нужна сила. Однако за плечами
Рубцова опыт сиротского детства, потерь и лишений, да и характер имел с
напором. Поэтому был заранее подготовлен к суровым условиям Заполярья, где все
для него начиналось впервые, и даже выигрывал о того, что здесь, на борту
корабля, не приходилось заботиться ни о еде, ни о крыше над головой, ни об
обуви, ни об одежде. И профессия шла к нему в руки сама. На траулере он –
кочегар. А работа была поистине адовой. За шесть часов нужно подать 500 тачек
угля, а кроме того выгребать шлак и золу из пяти топок и пяти поддувал. Николай не спасовал и
пишет об этом без малейшего оттенка горечи или разочарования.
/ Учащиеся читают стихи Рубцова: «В океане», «Хороший улов»,
«Начало»/
Осенью 55-го
Рубцов призывается для службы на флоте. После учебного подразделения поэт
попадает на боевой корабль Северного Флота. В учетной карточке члена ВЛКСМ
записано: с марта 56-го года по ноябрь 58-го Рубцов — матрос в/ч 62656. Море не отпускало его от себя.
Влекли меня
матросские дороги
С их
штормовой романтикой. И вот
Районный
военком, седой и строгий,
Мне коротко
сказал: «Пойдешь на флот!»
На
корабле Николая Рубцова определили в дальномерщики, — так вот аукнулась ему
специальность маркшейдера, тоже связанная с расчетами, хотя своего образования
в горном техникуме он не завершил. Как вспоминает Фокин, боевой пост Рубцова,
визирщика-дальномерщика, находился в носовой части, но он в редкие, свободные
от службы часы, спускался в кубрик машинного отделения, брал гитару и пел.
/»Первый поход», «В походе», «Море» («В
базу лодка вернулась с ученья…»)/
«Рука небольшая, аккуратная, и пальцы сухие,
тонкие, а рукопожатие сильное. Роста морячок не выдающегося, но скроен крепко,
влито лежат на плечах погончики с литерами СФ. Пышные усы, лоб с изрядными
залысинами, бережная — волос к волосу — прическа. И внимательный цепкий взгляд»,-
так пишет о нем его флотский друг В. Сафонов.
База флота — в заполярном городе
Североморске. Современники вспоминают, что в то время Рубцов был общительным
человеком, читал вслух стихи, говорил о поэзии, безумно любил Есенина…
Эсминец
(эскадренный миноносец) «Острый», на котором служил Рубцов, был весьма грозным
кораблем, сопровождал в походах эскадры. Северный флот – надежный щит в обороне
страны, с героической историей во время Великой Отечественной войны. Дороги военных
моряков Великой Отечественной и времени Рубцова одни те же.
/ «Море»(«Я у моря ходил…»)/
Среди
храбрых сынов России, о которых пишет Рубцов, наш с вами земляк Михаил
Кузнецов, старшина первой статьи, комсорг команды ледокольного парохода
«Сибиряков».
По материалам Емецкого краеведческого
музея или исследовательской работы Белесовой Екатерины «Помним подвиг
героев-сибиряковцев» группа учащихся делает сообщение.
Храбрые сыны России. Михаил Кузнецов.
1.
Северные
конвои.
В
июле и августе 1941 между правительствами СССР и Великобритании были заключены
соглашения о совместных действиях взаимной помощи в войне против гитлеровской
Германии и о товарообороте. В дальнейшем подобные документы были подписаны и с
Соединенными Штатами Америки. Политические соглашения создали основу для
организации совместных действий вооруженных сил на суше и на море.[1]
Зимой
1941 года положение со снабжением в Архангельске резко ухудшилось. В город и в мирное время завозили продукты. Когда
началась война, жителям грозил голод. Норму хлеба ограничили до 400г в день на рабочего и 200г на служащего. На заводах резко возросла смертность рабочих.
Когда
в Архангельск стали приходить караваны
союзников, положение с продовольствием стало лучше, поступили грузы из Америки и Англии.
В
августе 1941 года «Сибиряков» вошел в состав ледокольного отряда Беломорской
военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд -6»). На корабле было установлено
вооружение: два 76-мм и два 45-мм орудия, пулеметы. Капитану ледокола Анатолию
Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание старший лейтенант.
Фашистское
командование знало, что в период арктической навигации на запад и на восток по
Северному морскому пути движутся караваны советских судов с ценными грузами.
Они решили послать в Карское море крупный рейдер – тяжелый крейсер или, как его
еще называли, «карманный» линкор,
«Адмирал Шеер» в сопровождении нескольких подводных лодок. В его задачу входило
уничтожить ледоколы и караваны наших судов, также разгромить порты Диксон,
Дежнев. Этот план получил кодовое название «Вундерланд», что в переводе
означало «Страна чудес».
3. Полярный
«Варяг». Неравный бой и героическая гибель.
25
августа 1942 года первым с рейдером встретился у острова Белуха ледокольный
пароход «Сибиряков». Он следовал на Северную Землю и другие островные полярные
станции – вёз снаряжение, оборудование, продовольствие, топливо и смену
полярников. Всего на борту было 104 человека.
Сигнальщик Иван
Алексеев доложил, что видит неизвестный военный корабль, который стремился
отрезать отступление ледокола к берегу. Обнаружив крейсер, капитан «А.
Сибирякова» А.А. Качарава направил свое судно ближе к острову Белуха. Но уйти и
скрыться старому пароходу невозможно. Несравнимо было и боевое вооружение
военного пирата и мирного ледокольного судна. С
линкора запрашивали состояние льда в проливе Вилькицкого и нахождение каравана
транспортов и ледоколов, назвались японским кораблем, потом подняли
американский флаг, требовали прекратить работу радиостанции. Когда подняли
фашистский флаг и направили орудия на ледокол, стало ясно, что боя с фашистским
линкором не миновать. Немцы сделали предупредительный
выстрел... На требование спустить флаг и сдаться сразу же А.А. Качарава скомандовал: «По
фашистскому бандиту — огонь». Гитлеровцы были удивлены неслыханной дерзостью
советских торговых моряков, посмевших сопротивляться, и на ледокольный пароход
пустили огонь из пушек. Упала носовая мачта, оборвав антенну. Начался пожар... Радист
А.Г. Шаршавин на аварийной радиостанции передал в эфир: «Нас обстреливают ...
нас обстреливают... горим ...»Один из снарядов попал в носовую часть парохода,
где стояли бочки с бензином. Они начали взрываться, пожар охватил весь пароход.
В это время А.Г. Шаршавин еще успел передать в эфир последнюю радиограмму:
«Горим, прощайте. 14 часов 05 минут». Очередной снаряд угодил в радиорубку. Попытка
увести ледокол на мелкое место под защиту островов не удалась: линкор
превосходил и в скорости, и в вооружении. Оставшихся в живых советских моряков фашисты взяли в плен.
4.
Комсорг легендарного парохода М.В.Кузнецов.
Во
время Великой Отечественной войны комсомольским вожаком экипажа «Сибиряков» был
молодой коммунист Михаил Васильевич Кузнецов.
О
службе М.Кузнецова на «Сибирякове» писал бывший командир корабля Анатолий
Алексеевич Качарава в письме пионерам Емецкой средней школы: «Несколько слов о
вашем земляке Михаиле Кузнецове. Миша служил у меня на ледокольном пароходе
«Сибиряков», был комсомольским вожаком, чудесный парень, отличник
военно-морской подготовки, пример для молодежи. В те тяжелые годы Отечественной
войны, за время пребывания на корабле, до гибели корабля, много делал, чтобы личный состав –
комсомольцы всегда были готовы к встрече с врагом. Удивительно чистый,
скромный, прекрасный комсомолец и, несмотря на молодость своих лет, большой
патриот своей Родины. Светлая память о Мише всегда сохранится у меня в памяти».[2]
25
августа 1942 года, выполняя приказ раненого командира, шифровальщик М.Кузнецов
уничтожил все судовые документы. Судно скрылось под водой. Михаил Кузнецов
погиб. Место гибели – море.
Литературная композиция
Морская одиссея Рубцова (окончание)
Море Рубцов
увидел разным. И кипящим от множества рыбьих голов, которые бурно тащил,
надрываясь от тяжести, трал, похожий на чудо из преисподней. И черным, как
пашня, где сеяли рожь, и всходы ее еще не успели выбраться на поверхность. И
грозным, в изломанных льдах и льдинах, что лезут на палубу, как медведи. Море
Рубцова не угнетало. Он любил уходить в самого себя, как в свободный, ему
одному открывавшийся мир со всеми его тревогами и страстями. В такие минуты он
был Поэтом.
/»Весна на море»,
«Утро на море»/
«Морская»
дорога поэта завершилась в октябре 1959. Больше он не вернется на море. Однако
долго носил поэт Николай Рубцов тельняшки, как память о флоте.
Да и
Северный флот не простился с именем Рубцова. Один из разъездных катеров флота,
которые обычно не имеют названий, в 2006 г стал носить имя «Николай Рубцов».
В ранний
период его творчества стихи о море были если не лучшими, то наиболее
печатаемыми произведениями. Во время службы на
Северном флоте Рубцов посылает стихи
в разные газеты и журналы: «Комсомолец Заполярья», «На страже
Заполярья», «Советский флот» и другие – и их публикуют.
Среди этих
стихотворений много незрелых произведений. Но если бы не было в его бедовой
юности странствий, невзгод, причалов,
штормовых ветров, если забыть о них, невозможно будет понять атмосферу зрелой рубцовской лирики.
Аналитическая работа со
стихотворениями поэта: «Море» («Вечно в движении, вечно волна…»), «Мое море» («Эх ты, море мое
штормовое…»), «Море» («Морской простор необычаен...»).
МОРЕ
Вечно в движении, вечно волна
(Шумны просторы морские),—
Лишь человеку покорна она,
Сила суровой стихии.
К морю нельзя равнодушным быть...
Если, настойчиво споря,
Ты говоришь: «Не могу любить!» —
Значит, боишься моря!
МОЕ МОРЕ
Эх ты, море мое штормовое!
Как увижу я волны вокруг,
В сердце что-то проснется такое,
Что словами не выразишь вдруг.
Больно мне, если слышится рядом
Слабый плач
перепуганных
птиц.
Но люблю я горящие
взгляды,
Озаренность взволнованных лиц.
Я труду научился на флоте,
И теперь на любом берегу
Без большого размаха
в работе
Я, наверное, жить не смогу...
Нет, не верю я выдумкам ложным,
Будто скучно на Севере жить.
Я в другом убежден:
Невозможно
Героический край не любить!
МОРЕ
Морской простор необычаен:
И с ураганною тоской,
И с громом волн, и с криком
чаек
Непобедим простор морской!
Куда поплыл, кораблик утлый?
Иль самого себя не жаль —
Недолго ярким перламутром
Играет солнечная даль...
Вот он растет, растет из дыма,
Из грома, ветра и тоски
Девятый вал непобедимый
И ни души кругом, ни зги.
И вот он, сердце леденящий,
Летит на мачты, на тебя
Громогрохочущий, кипящий,
Все сокрушая и губя!
В большой беде матросы-братья.
Кто их любил? Кто их ласкал?
Вот-вот послышатся проклятья
Матросов, гибнущих у скал.
Сигнал «Спасите наши души!»
Кто знает, слышит ли земля?
Средь грома волн, вдали от суши
Ужасна гибель корабля...
И все же он необычаен
Не только гибелью, — и вот
И громом волн, и криком чаек
Он все зовет тебя, зовет,
Зовет на бой, зовет на волю,
Зовет в сто тысяч голосов,
И вот кому-то в тихом поле
Не даст покоя этот зов,
И кто-то смелый, беспокойный
Услышит зов — рванется в путь,
С достойным встретится
достойный,
Вот где она, морская суть...
1. В группах
учащиеся сопоставляют эти стихотворения, находят общее и отличия:
- «идеологи»: чувства, настроение и идея
стихотворения, название;
- «эстеты»: поиск ИВС в стихотворениях;
- «акустики»: звукопись и светопись;
- «ритмики»: рифма и размер;
2. Обмен групп информацией:
озвучивание результатов своей работы, дополнение, уточнение.
3. Выражение отношения к понравившемуся
стихотворению.
Подведение итогов. Рефлексия
с помощью инструмента «PMI» (плюс, минус, интересно).
плюс
|
минус
|
интересно
|
Домашнее задание (дифференцированное).1. «Поиграем в буриме». Используя
рифмы Рубцова, составить свои четверостишия о море.
Рожденье –
был - восхищенье – полюбил.
Шторм –
любил – упорно – бродил.
2.
Синквейн «Море Рубцова».
Список
используемых ресурсов.
Рубцов Н. М. Тихая моя родина: Стихотворения. – М.: Эксмо, 2007г.
Россия в 21 веке: инновации и традиции: сборник материалов международной научно-практической
конференции 27-28 апреля 2006 г., г. Архангельск: Юпитер, 2006.
http://emetsksc.ru/ученикам/исследовательские-работы/ Помним подвиг героев-сибиряковцев.
Работа Белесовой Е.
Комментариев нет:
Отправить комментарий