На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

понедельник, 11 апреля 2016 г.

Час поэзии «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

Составитель:  Тишкова Т.Ф., 
 библиотекарь абонемента ЦГБ МБУК "ЦБС",
 г. Ессентуки, Ставропольский край



«Россия, Русь! Храни себя, храни!»
Час поэзии


(На экране портрет Н. Рубцова)

Сегодня мы с вами поговорим о замечательном русском поэте Николае Михайловиче Рубцове. 3 января 1916 года исполнилось 80 лет со дня его рождения.
Жизнь его прошла на Вологодчине. Чтобы понять, почему поэт так беззаветно был всю жизнь предан этой земле, так любил каждый ее уголок, не надо забывать, как прекрасен этот северный край.

(На экране картины природы Вологодчины)

Сегодня здесь, за древними волоками, выросли заводы и фабрики, в светлые воды рек глядятся большие рубленые дома, зеленеют поля льна, по рукотворным морям плывут караваны большегрузных судов. На холмах — сосновые леса, богатые зверем и птицей, ягодами, грибами, в реках — знаменитая красная рыба, которую поставляли к царскому столу. По берегам рек плодородные пашни.
Край этот богат, суровая природа прекрасна, люди мужественны, трудолюбивы и сильны духом. Константин Николаевич Батюшков, родиной которого была Вологодчина, считал, что только северный характер даёт человеку «возвышенную душу, ясный и проницательный ум», «воображение и сердце», «дерзость в предприятиях». Устюжане Семен Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов открывали и приращивали к России отдаленные территории Сибири и Дальнего Востока, Тихоокеанского побережья, тотьмич Иван Кусков основал русскую крепость Росс в Калифорнии. Устюгов и Устюжанин — распространенные фамилии на территории Сибири.

(На экране картины Верещагина) 

Любили Вологодчину художники. Кто-то родился на ней, как Василий Васильевич Верещагин, знаменитый художник-баталист, объехавший весь мир и имевший мастерскую в Париже.

(На экране картины Тутунджан)

А кто-то приехал и остался до конца своих дней, как Джанна Тутунджан, работы которой посвящены природе Вологодчины и ее людям. В жилах ее текла южная кровь, но Север пленил ее своей красотой и не отпустил от себя.

(На экране картины природы Вологодчины)

Много талантливых писателей и поэтов родились на этой земле. Более шести десятков книг посвятил ей Василий Белов. Их общий тираж около 10 млн., его произведения переведены на многие языки. Здесь появился на свет и Варлам Шаламов, жизнь и творчество которого стали отражением нелегкого этапа нашей истории.
Яркий и самобытный представитель серебряного века русской литературы Николай Алексеевич Клюев тоже родился на Вологодчине. Она родина и советских поэтов Сергея Сергеевича Орлова, Александра Яковлевича Яшина и многих других замечательных людей.

(На экране портрет Н. Рубцова)

Этот чудный край всегда был овеян преданиями и легендами. Здесь на разбитых дорогах, куполах церквей, забытых лесных деревеньках лежит пыль веков. В послесловии к рукописи стихов «Волны и скалы» Рубцов писал: «Давно уже в сельской жизни происходят крупные изменения, но до меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой много прекрасного, поэтического». Самобытность, о которой говорил поэт, питала его талант, просторы лесов и полей Вологодчины и история страны стали основной темой его поэзии.

Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.

Все так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам темно и ясно,
Как в те былые времена…

Такие же крепкие, могучие русские парни повернули вспять «тупой башмак скуластого Батыя», наполеоновскую рать, гитлеровских крестоносцев. И сегодня завистливое око не дремлет. Как пророчество, как завещание звучат слова Николая Рубцова:

Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы…

Как все мальчишки, Коля Рубцов мечтал о дальних странах и в 1950 г. отправился в Ригу поступать в мореходное училище. Но летом 1950-го ему было всего лишь 14 лет. Маленький, щуплый подранок военного лихолетья. Конечно, его не взяли. Но как только ему исполнилось 16 лет, и он получил паспорт, сразу отправился в Архангельск и поступил подручным кочегара на тральщик. Техникум, Ленинград, служба в Морфлоте, публикация первых стихов. В 1962 году Н. Рубцов поступает в Литературный институт. К этому времени относится стихотворение «Плыть, плыть…» Музыку к нему написала А. Пахмутова.

(На экране клип песни «Плыть, плыть…»)

На экране промелькнула вся недолгая жизнь Николая Рубцова: семейная трагедия, детдом, матросская служба, друзья-писатели. Рубцов просит капитана принять его первым на борт. А название у корабля — «Жизнь». А жизнь — это работа, как у кочегара на тральщике, когда на часы смотреть некогда, и время отмеряется только отрезками день, ночь. И не до философских размышлений. И курс не изменить, и на берег не сойти без увольнительной. И так до конца…
Родная Вологодчина тянула его к себе, только там ему было легко дышать и работать. Он не собирался приспосабливаться к городской жизни, отвыкать от утренних туманов над рекой, морошки на болоте, покосившихся изб. Не пугает его суровая северная зима: «Люблю первый лед на озерах и речках, люблю, когда в воздухе носится первая зимняя свежесть. Хорошо и жутко ступать по этому первому льду — он настолько прозрачен, что кажется, будто ступаешь прямо по воде, бездонно-темной», — пишет он поэту А. Яшину.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в сверкающем снегу
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу…
«Первый снег»

В Никольском прошло его детдомовское военное детство, но своего угла в дорогом сердцу селе не было. Дом всегда был там, где он в данный момент находился. Не было постоянного жилища, где ложились бы на бумагу новые стихи. Рождались они на ходу, а на бумагу заносились только готовые варианты. Черновиков почти не было. Однажды он обмолвился, что если внезапно умрет, то унесет с собой целую книгу никому не известных стихотворений. Как вольная птица не поет в клетке, так и Рубцову хорошо пелось только на просторах родной земли.

…Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые
вечности глаза!
То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль, и обитают мыши
Да нелюдимый филин-властелин…
«Старая дорога»

Говорили о его склонности к бродяжничеству. Да, часто ночь заставала его то в поле, то в лесу, то у дверей покосившейся избушки. Но как иначе можно постичь жизнь русской глубинки, ее характер, ее душу? Послушайте стихотворение «Русский огонёк». Разве можно написать такое, подъехав к этой избушке в лимузине и в костюме от Версаче?

(Звучит стихотворение «Русский огонёк»)

Этот огонек светит всем, он словно маяк в русских необъятных просторах — не даст заблудиться, замерзнуть, пропасть. Для Рубцова деревня была основой Российского государства. Что бы ни случилось, здесь всегда живет здоровое начало: спокойная вера в добро, жизнь в гармонии с суровой природой.

…Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

«Привет, Россия - родина моя!»

(На экране клип песни «В горнице»)

Поэт существует только в состоянии влюбленности. Но без родных просторов ему не дышится, не поется, не любится. Любовь у Рубцова неотделима от природы. Вечер, закат, шелест листвы — не просто фон, они участники переживания:
… И все ж прекрасен образ мира,
Когда в ночи равнинных мест
Вдруг вспыхнут все огни эфира,
И льется музыка с небес,
И бабка спит, и над прудами
Шевелит ветер лопухами,
И мы с тобой совсем одни!
«Уж деревня вся в тени»

Да, «совсем одни!» Со всем огромным прекрасным миром. И любовь, наполняющая душу, должна быть прекрасна, как этот мир. А в стихотворении «Пора любви» Рубцов прямо говорит, что любовь цветет «… среди полей, / среди закатов тающих / и на виду у журавлей, / над полем пролетающих…» Все под неусыпным контролем! И попробуй не соответствовать. Это стихотворение о воспитании чувств, о преодолении ревности. И журавли над полем, и тающие закаты лечат душу. Природа для поэта высшее божество, а чтобы быть в гармонии с ней, нужно быть в гармонии с собой.

(На экране клип песни «Пора любви»)

В стихотворении Н. Рубцова «Букет» такие простые слова. В них нет чеканной логики, глубокого философского смысла, зато целый букет ощущений. Это состояние вечной влюбленности, чувство простора и движения. Стихотворение излучает цвет и запах летнего разнотравья. В нем столько недосказанности и надежды… Букет полевых цветов, подаренный поэтом своим читателям, не увянет, а колеса, несущие влюбленное сердце к прекрасной мечте, не остановятся.

(На экране клип песни «Букет»)


Литература:

Рубцов Н. М. Видения на холме. — М.: Советская Россия, 1990. — 397 с.
Рубцов Н. М. Душа хранит. — М.: Эксмо, 2006. — 352 с.
Рубцов Н. М. Подорожник. — М.: Молодая гварция, 1985. — 320 с.
Рубцов Н. М. Звезда полей. — М.: Воскресенье, 2001. — 649 с.
Рубцов Н. М. Русский огонек. — Вологда: КИФ Вестник, 1994. — 425 с.
Рубцов Н. М. Тихая моя родина: Стихотворения. — М.: Эксмо, 2006. — 368 с.
Русская литература ХХ века. — М.: Академия, 2002. — 464 с.
Русские писатели, ХХ век. — М.: Просвещение, 1998. 656 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий