На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

суббота, 23 апреля 2016 г.

Сценарий урока по стихотворению Николая Рубцова «Что вспомню я?»


Ботвина Любовь Анфиногеновна, 
учитель русского языка и литературы
 МБОУ «Югская средняя школа»

Шелыгина Любовь Константиновна, 
библиотекарь филиала "Югская общедоступная
 библиотека" «БУК Югского СКО»,
Вологодская область, 
Кичменгско-Городецкий район


Цель:
выявить идейно-тематическое содержание стихотворения.
Задачи: научиться выразительно читать ,
провести исследовательскую работу с текстом,
определить тематику стихотворения и идею.

План урока.
1 Учитель читает стихотворение, не называя автора.
2 Ваше впечатление. Как вы думаете, кто автор этого стихотворения?
3 Что вы можете сказать о поэте Николае Рубцове.
4. Год написания стихотворения. Что это за год в жизни поэта?
5. Какие стихи были написаны Н. Рубцовым в 1970году и основной мотив в них?
6 Исследовательская работа с текстом.

1 группа. Выпишите ключевые слова из каждой строфы стихотворения и сформулируйте микротемы.
2 группа . Определите основные художественные образы и интонацию строф.
3 группа. Составьте таблицу или схему радостей, болей, чудес, о которых говорит поэт.

7. Озвучивание результатов работы в группах.
8. Рефлексия. Какова тема в стихотворении?
Какова основная мысль?
Каков образ лирического героя?
В чём художественные особенности стихотворения?
9. Написать ответ на вопрос, заданный в названии стихотворения.
Какой юбилей отмечает Россия в этом году, связанный с поэтом Рубцовым?


Ход урока.

I. Слово учителя.
Николаю Михайловичу Рубцову в 2016году исполнилось 80 лет. Он вполне мог бы ещё жить.
Но в России поэты – гении живут мало. Вспомним Пушкина, Лермонтова. 1971года 19 января не стало и ещё одного русского поэта Николая Рубцова. Почему так рано ушёл из жизни поэт? Есть факты, свидетельствующие о том, как поэт ушёл из жизни, но, вероятно, было и предопределение свыше, так как мотив ухода из жизни постоянно звучал в его поэзии.
1970 год- год написания стихотворения « Что вспомню я?» Что это за год был в жизни Николая Рубцова? А это был последний год его жизни. Вот как пишет о последнем годе жизни поэта Николай Коняев в книге «Путник на краю поля»: «Писать о последнем годе жизни Николая Рубцова занятие нелёгкое и неблагородное. Всё перепуталось в эти месяцы в его жизни, и он, всегда старавшийся не смешивать литературные, дружеские и семейные дела, сейчас словно бы позабыл о своём правиле. Он мог, ничего не объясняя, привести в гости к Астафьевым свою бывшую жену, а потом, также ничего не объясняя, бросить её на улице и уйти с Астафьевыми к другим знакомым. Обиды своей новой знакомой Людмилы Д. он переносил на отношения к друзьям и т.д. Последний год жизни Рубцова заполнен романом с Людмилой Д.» Кто же такая Людмила Д.? Эта женщина вошла в историю литературы как убийца поэта. Вот как об этом говорит Н. Коняев « Ясно, что Людмила Д. –не Дантес и даже не Мартынов. Она убила Рубцова…. Её судили. Она получила срок-8 лет лишения свободы». И навсегда осталась убийцей поэта. Почему мы затронули эту историю с Людмилой Д.?

В каком состоянии находился Николай Рубцов в это время, многое зависело от этой женщины. А состояние поэта было мрачным. Об этом говорит и первая строчка стихотворения « Всё движется к тёмному устью».

Поэт предчувствовал, видимо, свой конец, и мотив смерти особенно ясно звучит в стихах последнего года. Например, « Если умру - по мне не зажигайте огня»

Или следующее стихотворение.
Село стоит
На правом берегу.
А кладбище-
На левом берегу.

И самый грустный всё же
И нелепый
Вот этот путь,
Венчающий борьбу,

И всё на свете,-
С правого
На левый
Среди цветов
В обыденном гробу.

И наконец, известное предсказание:

Я умру в крещенские морозы.

Дух смерти витал над поэтом, и он задаёт себе вопрос: «Что вспомню я?», когда придётся уходить в иной мир.  Можно ли считать это стихотворение своеобразным итогом поэтического пути Рубцова?

Вероятно, да.

II. Учащимся (10-11класс) была предложена исследовательская работа с текстом в группах.

1 группа – выписать ключевые слова и сформулировать микротемы.

2 группа – определить художественные образы и интонацию.

3 группа – составить таблицу (радость , боль, чудеса, о которых говорит поэт).

III. Результат работы.

1 группа выписала следующие слова:
-вспомню родину,
- чёрные бани,
-суслоны,
-грустные птицы,
-я помню,
-гуляли под гармошку, 
-всех радостей,
-болей, чудес.

Микротемы: тема родины, тема памяти, тема жизни людей и природы.

2 группа определила художественные образы:
-образ родины,
-лирического героя,
- природы,
-матроса,
-мужика,
-гармониста.
Интонация - лирическая, печальная, грустная.

3 группа составила таблицу:

Радость
Боль
Чудеса
Гуляли под топот и свист,
приезд матроса
Грустные птицы, усталые и сонные  зерна, повесился с горя пропащий мужик
Пели обозные  сани в безмолвии лунных снегов, чудесная  брошка гармониста.


Учитель: Итак, о чём же стихотворение « Что вспомню я»?
Ученик: Конечно, о родине.
Учитель: Тема родины главная во всём творчестве поэта. Она звучит во многих стихах поэта. Это « Звезда полей», « На Родине», « Тихая моя родина»,

« Видения на холме», « Привет, Россия».

Что говорит поэт о родине в этом стихотворении, что вспоминает и помнит поэт в конце своего жизненного пути?

Ученик: Автор в своих воспоминаниях рисует картины и образы природы, как всегда неброские, понятные и близкие ему. Это и чёрные бани по склонам крутых берегов, обозные сани, суслоны пшеницы.

Учитель:  Несколько слов о чёрных банях. Раньше в деревнях бани строили на берегах реки, и они топились по – чёрному ( т.е была печка – каменка, дым шёл не в трубу , а в двери и окна).
Современному молодому человеку, особенно городскому, это трудно представить, но наше поколение 50-60-х годов это явление жизни помним.

Суслоны – снопы пшеницы, поставленные на поле.

Понять жизнь прошлого столетия помогают и образы матроса, и образ пропащего мужика, гармониста.

Всё это реалии 50-60-х годов. Поэт это помнит.

- Почему интонацию вы определили как лирическую, печальную?

Ученик:

-Это связано с образом лирического героя.
Учитель: - Местоимение Я говорит о самом авторе. Всё, что вспоминает автор, пропущено через душу лирического героя, человека, который, предчувствуя близкий конец, задумывается , а что же он вспомнит о своей родине « с резкою грустью». Раскрыть этот сложный момент поможет и таблица радостей, болей, чудес, а также слова Василия Оботурова « Необычный мир , созданный поэтом Николаем Рубцовым. Необычен и прост - так бывает проста и необычна истина, открывающаяся нам неожиданно. Они грустны, стихи Николая Рубцова, но грусть легка и серьёзна. В них господствует не тоска с её томительной удушливостью, чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда всё мелкое, суетное отступает, исчезает, и остаётся один на один - человек и мир».
То , что мы отметили в стихотворении « Что вспомню я», есть и в стихотворении « Далёкое». Те же образы и буквально те же слова:

- и грустные , грустные птицы
кричали в конце сентября.
- Лишь помнят сосновые чащи
да тёмный еловый лес!

Вывод: Значит, в стихотворении « Что вспомню я?» автор обобщает то, что было в его стихах и в жизни.

Учитель:
- Что можно сказать о художественных особенностях стихотворения?

Ученик:
- Простота, перекрёстная рифма, олицетворения, метафоры, музыкальность стиха.
Учитель. Случайны ли образы матроса и гармониста?
Ученик. Нет. Сам Рубцов любил море, служил на флоте, не расставался с гармошкой, которую ему подарил В. И Белов.

Учитель. Ваше домашнее задание: написать ответ на вопрос, заданный в названии стихотворения. Как вы понимаете это задание и в какой форме можно его выполнить?

Ученики. Вспомнить, о чем мы говорили на уроке о Рубцове и о его стихотворении.

Учитель Я предлагаю вам изложить свои мысли в форме эссе.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий