На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

воскресенье, 8 мая 2016 г.

Информационно – познавательный творческий проект «Слово поэта»

Детский сад №2 «Незабудка»
МБОУ «Емецкая средняя школа
имени Н.М.Рубцова»
Холмогорский район
Архангельская область 

  
Информационно – познавательный творческий проект 
«Слово поэта»

Авторы:  Григорьева Елена Евгеньевна, учитель-логопед,
          Волкова Любовь Степановна, воспитатель. 

Вид проекта: информационно – познавательный творческий проект

Целевая аудитория: старшие дошкольники 6-7 лет.

Сроки проведения: декабрь 2015 - февраль 2016 года.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, учитель-логопед, родители, сотрудники Емецкого краеведческого музея, библиотекарь сельской  зональной библиотеки.

Актуальность реализации проекта:
В 2016 году исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Николая Рубцова, который родился 3 января 1936 года в нашем селе. 2016 год объявлен в Холмогорском районе Архангельской области годом, посвященным творчеству великого земляка. В настоящее время растет интерес к произведениям  Н.М. Рубцова. Его «тихая поэзия» близка каждому русскому человеку, потому что стихи Рубцова наполнены бесконечной влюблённостью в родную землю. Стихи Н.М. Рубцова не оставляют равнодушными не только взрослых, но и детей.
В январские дни в нашем селе ежегодно  проводятся памятные мероприятия, посвященные жизни и творчеству Н.М. Рубцова. К сожалению, немногие дошкольники знают своего великого земляка и знакомы с его стихами, поэтому мы решили обратиться к творчеству Н.М. Рубцова.  В современном мире всеобщей компьютеризации дети читают мало. Задача педагогов добиться самого главного – сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг. Мы должны воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к своей малой родине, природе, животным.  В этом нам помогут произведения Н.М. Рубцова.

Цель: Ознакомление детей с жизнью и творчеством поэта Н.М. Рубцова.


Задачи:
  • развивать интерес к русской литературе;
  • формировать чувство гордости за свой родной край;
  • воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • повышать речевую культуру воспитанников;
  • развивать эмоциональную выразительность речи;
  • обогащать словарный запас детей;
  • автоматизировать поставленные звуки на материале стихов Н. М. Рубцова;
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • привлекать родителей к сотрудничеству.

Формы и методы работы с детьми:  беседы; занятия; чтение стихов; выставка книг; выставка рисунков по творчеству Н.М. Рубцова; литературная гостиная «В гостях у поэта»; знакомство с экспозицией зала Н.М.  Рубцова в Емецком краеведческом музее; беседа в сельской  библиотеке; экскурсия к памятнику Н.М. Рубцова; экскурсия к дому, где родился Н.М. Рубцов;  разучивание стихов, песен, танца на стихи поэта; создание мини - музея; разработка семейного проекта.

Материалы и оборудование: книги о жизни и творчестве поэта; материалы сайта «Душа хранит. Жизнь и поэзия Николая Рубцова»;  сборники стихов Н.М. Рубцова; копии фотографий и документов Н.М. Рубцова, взятые из поисковой системы Яндекс; иллюстрации к его произведениям; материалы для творческой деятельности; презентации к занятиям; аудио, видеозаписи выступлений Н.М. Рубцова; диск с детскими песнями Н. Берестовой на стихи Н.М. Рубцова; видеофильм «Николай Рубцов – «Я умру в крещенские морозы»».

Ожидаемые результаты:
  • развитие интереса к творчеству Н.М. Рубцова;
  • развитие познавательной активности;
  • расширение кругозора;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие  коммуникативных навыков;
  • развитие словарного запаса и эмоциональной выразительности речи;
  • формирование эмоциональной отзывчивости;
  • самостоятельная музыкально-художественная, изобразительная и познавательная творческая деятельность детей.

Продукт проектной деятельности:
  • выставка рисунков «Творчество Н.М. Рубцова глазами детей»;
  • литературная гостиная «В гостях у поэта»;
  • семейный  информационно – познавательный проект «Емецк – родина Н.М. Рубцова»; 
  • создание мини-музея Н.М. Рубцова;
  • конкурс чтецов «Малые Рубцовские чтения»;
  • авторская книга – рисунков к стихам Н.М. Рубцова;
  • создание презентации по итогам проекта.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап
  • опрос родителей и детей о том, знают ли дети поэта,  есть ли в домашней библиотеке книги Н.М. Рубцова;
  • обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
  • подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
  • подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  • разработка занятий, бесед, сценария литературной гостиной;
  • создание презентаций к занятиям и беседам;
  • разработка плана по реализации проекта;
  • подбор экспонатов, фотографий, документов и книг поэта в мини - музей Н.М. Рубцова.

2. Основной этап
Совместная деятельность с детьми.  Проект реализуется через интеграцию всех образовательных областей.

Образовательные области
Название мероприятия
Программное содержание
Материал, оборудование
Социально-коммуникативное развитие

1. Экскурсия в краеведческий музей по теме: «Детские годы Н.М. Рубцова»
Знакомство с экспозицией зала Н.М.  Рубцова
Экспозиция зала Н.М.  Рубцова, фотографии, документы, книги, сборники стихов поэта
2. Беседа в библиотеке
«Н. Рубцов – художник словом»
Знакомство детей с творчеством Н.М. Рубцова
Выставка книг «Звезда 
Рубцова светит всем».
3. Экскурсия к памятнику
Н.М. Рубцова
Знакомство с историей строительства памятника
Книга Т.В.Мининой «Памятник Н.М. Рубцову в Емецке»
4. Экскурсия к дому, где родился
Н.М. Рубцов
Экскурсия к дому Н.М. Рубцова, рассказ о жизни Н.М. Рубцова в с. Емецк
Книга Т.В.Мининой
«Тихая моя родина»,
материалы сайта «Душа хранит. Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
5.Создание  мини-музея
Н.М. Рубцова
Обобщение материала по творчеству
Н.М. Рубцова
Портрет Н.М. Рубцова, иллюстрации к стихам, сборники стихов поэта, фотографии, документы, рисунки детей, иллюстрации
Речевое развитие
1.Познавательное занятие.
Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество.
(Приложение №1)
Познакомить детей с творчеством Н.М. Рубцова, фактами его биографии; развивать интерес и любовь к творчеству великого поэта
Портрет Н.М. Рубцова, фотографии семьи Рубцовых, памятника Н.М. Рубцову, дома, в котором жил Н.М. Рубцов, сборники стихов Н.М. Рубцова, презентация
2.Беседа по творчеству Н.М. Рубцова,  чтение стихов
(Приложение №2)
Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихов, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение
Книги,
иллюстрации к стихам, презентация,
аудиозаписи. 
3. Заучивание стихотворений  Н.М. Рубцова
Воспитывать у детей интерес к поэзии, учить понимать красоту и силу русского языка, говорить красиво и правильно
Стихи Н. М. Рубцова
4. Литературная гостиная «В гостях у поэта»
(Приложение №3)
Закрепить знания детей о творчестве Н.М. Рубцова, умение выразительно читать стихи.
Карта Архангельской области, портрет Н. М. Рубцова, мультимедийный проектор, презентация «Жизнь и творчество Рубцова», книги Н. М. Рубцова, фотографии, документы, выставка рисунков к стихам поэта, записи песен поэта, видеофильм.
5. Конкурс чтецов «Малые Рубцовские чтение»
Учить выразительно читать стихотворения, передавать интонацией, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о лирике Н.М. Рубцова
Портрет Н.М. Рубцова, иллюстрации к стихам
Художественно-эстетическое развитие
1.Выставка рисунков «Творчество Н.М. Рубцова глазами детей»

Развивать фантазию, творческое воображение,
Альбомные листы, карандаши, мелки, краски, кисти, баночки с водой, салфетки
2. Слушание и разучивание детских песен Н. Берестовой на стихи Н. Рубцова

Обогащать впечатления детей, способствовать развитию фантазии, воображения, прививать любовь к музыке
Аудиозапись песен Н. Берестовой на стихи Н. Рубцова

3.Разучивание танца на песню Рубцова
«В горнице»

Аудиозапись песни
«В горнице»
Познавательное развитие
1.Семейный  информационно – познавательный проект
«Емецк – родина Н.М. Рубцова»
Знакомство с биографией Н. Рубцова,
чтение стихов, воспоминаний поэта.
посещение мест, связанных с жизнью Н.М. Рубцова в селе Емецк.
Стихи Н.М. Рубцова, книги о Н.М. Рубцове.







                                 



Совместная деятельность детей и родителей

1. Чтение стихов Н.М. Рубцова.
2. Заучивание стихов, отрывков
3. Проектная деятельность о жизни и творчестве Н.М. Рубцова.
4. Иллюстрации к стихам Н.М. Рубцова.

Совместная деятельность родителей и педагогов

1. Анкетирование
2. Консультирование по индивидуальному проекту и по проекту в целом

 3. Заключительный этап

  • оформление книги - рисунков на стихи Н.М. Рубцова;
  • создание мини-музея;
  • итоговое анкетирование родителей;
  • создание презентации по итогам проекта;
  • написание статьи о ходе реализации проекта на сайт детского сада и в газету.


Приложение №1

Познавательное занятие.
Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество.

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством поэта Н.М. Рубцова.

Задачи: 
  1. Прививать чувство гордости, интерес к истории родного края;
  2. Повышать речевую культуру воспитанников;
  3. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Ход занятия:
            Издавна наша северная земля славится своими замечательными и великими людьми. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством нашего земляка, замечательного русского поэта Н.М. Рубцова. (Слайд №1. Фото Н.М. Рубцова)
3 января 1936 года в нашем селе родился Николай Рубцов. Он был четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых. Отец Николая Рубцова работал в леспромхозе начальником ОРСа, а мать была домохозяйкой. (Слайд №2. Фото отца Н Рубцова)
Семья Рубцовых жила в двухэтажном деревянном многоквартирном доме, который до сих пор стоит в Емецке, около перекрестка, на знаменитом старом архангельском тракте, по которому Михаил Ломоносов шагал в Москву. Семья Рубцовых занимала две небольшие комнаты. Недалеко от дома и река Емца, которая впадает в Северную Двину.
 - Кто знает и видел этот дом? (ответы детей)
 (Слайд №3. Фото дома Рубцова.)
Отец очень любил музыку, играл на гармошке, хорошо пел, а Николай уже в детстве научился играть на гармонике и гитаре.
В 1937 году Рубцовы переехали в Няндому по новому месту работы отца. В 1940 году семья вернулась в Вологду, где их и застала война. Отец ушел на фронт. Мать умерла в июне 1942 года, и дети остались одни. 
После смерти матери старших детей взяли к себе родственники, а младшие — Коля и Боря — попали в Красковский детский дом недалеко от Вологды. В октябре 1943 года Николая перевели в другой детдом — в селе Никольском Тотемского района. Там он начинает учиться в школе. (Слайд №4. Фото. Детский дом в селе Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1943 – 1950 гг. жил Н.М.Рубцов)
 Учился Николай Рубцов хорошо. Об этом говорят и похвальные грамоты, полученные им по окончании первого, третьего и четвертого классов за отличные успехи в учебе.  (Слайд №5. Похвальная грамота)
Да, по-прежнему стоит на берегу реки здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…
- Как жилось тогда ребятам в детдоме? Конечно, трудно. Впрочем, как и всем в те годы. О сытом столе нечего было и мечтать. В спальнях было холодно. Не хватало постельного белья. До 1946 года детдомовцы ходили в башмаках с деревянными подошвами, и весь дом был переполнен деревянным стуком. Плохонькая одежонка. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. (Слайд №6.Коля Рубцов с воспитателями детского дома.)
У воспитанников детдома велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого.
Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу. То старую лошадь кормит травой и гладит. А когда мальчик подрос, он охотно ездил с бочкой за водой, и уж, конечно, для него большая радость пройти с вожжами в руках за телегой в поле.
Не обходилось без развлечений, озорства, игр. Например, Николай до страсти увлекался рыбалкой и, когда это было возможно, целые дни проводил со сверстниками на реке. То с удочкой сидит, а потом несут связку плотвы и маленьких окуней, то охотится за налимами, переворачивая камни в воде, вооруженные самодельной острой.
А сейчас, дети, я хочу вам рассказать, как Колю поздравили с днем рождения, когда ему исполнилось 10 лет. Что вам обычно дарят на день рождения? (Выслушать ответы детей). Да, вас очень любят родители, дарят вам хорошие подарки, но тогда было другое время, только закончилась война, в стране был голод. Николай Рубцов так вспоминал свой день рождения: Самая бойкая из девчат Валечка маршем на барабане вызвала в зал воспитанников детдома, и Коля был вытолкан к елке с флажками, где и вручили ему роскошный по тем временам подарок – десять цветных горошин-драже, маленьких конфеточек. А потом он играл на гармошке и рассказывал свои стихи, от волнения засунув руки в карманы штанов. Вот такое стихотворение он тогда прочитал. Стихотворение называется «Зима».  Послушайте его и скажите о чем оно?
Скользят полозья детских санок
По горушке крутой,
Дети весело щебечут,
Как птицы раннею весной.
(Дети отвечают, что это стихотворение о том, как дети любят кататься на санках с горы зимой)
Коля прочитал это стихотворение. Ему все хлопали, улыбались, и он был счастлив. (Слайд №7. Фото Н Рубцов на елке в детском доме)
Сохранился рассказ учительницы литературы: “Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения”. Колю любили в детском доме и взрослые и дети. Он был добрый и отзывчивый. Детям нравилось слушать его стихи. А еще Коля хорошо играл на музыкальных инструментах - на гармошке и на гитаре.
Физкультминутка. А сейчас мы отдохнем – ручки, ножки разомнем. Вставайте у своих стульчиков. Дети выполняют свободные движения под музыку. (Песня  на стихи Н.М. Рубцова «По дрова».)
Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Как любой мальчишка он очень мечтал о море, о путешествиях. Мечта о море была столь сильной, что Николай устроился на рыболовецкое судно  «Архангельск». Он с гордостью пишет:
Я весь в мазуте,
Весь в тавоте –
Зато работаю в Тралфлоте»
Осенью 1955 года Николая призвали на военную службу.  Четыре года он служил на эскадренном миноносце Северного флота в звании матроса, старшего матроса, а к концу службы — старшины второй статьи. Видимо, теперь, наконец-то, сбылась его романтическая, из детства, и связанная с морем мечта. (Слайд №8. Фото – “Северный флот”).
После армии закончил Литературный институт им. А.М. Горького в Москве. (Слайд №9. Фото Н Рубцова, диплом об окончании Литературного института)
 Н. М. Рубцов очень много странствовал за свою жизнь, жил в разных городах. Он принимал участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках.
Но больше всего он любил свою Вологодчину, село Никольское, где был в детдоме. Его все время тянуло туда. Он любил бродить по лесу, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу. Николай Рубцов говорил: «Я пишу про то, что вижу». Так появились замечательные стихи про зверей, птиц, деревенских жителей, детей (стихи «Про Вову», «Про Леву», «Про зайца», «Добрый Филя»).
При жизни  Н. М. Рубцова вышло 4 книжки, после смерти - более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”. Его стихи остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства.
В Емецке в честь поэта названа одна из улиц, улица Н.М.Рубцова.
- Кто-нибудь живет на этой улице? (ответы детей)
- Кто знает, что на этой улице находится? (ответы детей)
- Да, это школа имени Н.М.Рубцова и больница. (Слайд №10. Школа имени Н.М.Рубцова) В нашем селе есть музей и даже поставлен памятник, который находится рядом с детским садом. (Слайд №11. Памятник Н.М.Рубцову)

Итог занятия:
- С кем мы сегодня познакомились, о ком узнали?
- Кто такой Н.М. Рубцов?
Это наш земляк, поэт. Мы гордимся этим.

Литература:
1. Материалы сайта  Душа хранит. Жизнь и поэзия Николая Рубцова. http://rubtsov-poetry.ru/
2. Сергей Багров. За Вологдой, во мгле. – Вологда, 2003
3. Вячеслав Белков. Жизнеописание Николая Рубцова. // Воспоминания о Рубцове. – Вологда, 1994.
4. Коняев Н. М. Николай Рубцов. — М.: Мол. гвардия, 2001.

Приложение №2

Конспект занятия по творчеству Н.М. Рубцова.

Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве Н.М. Рубцова.

Задачи:
  1. Познакомить детей с  творческой деятельностью Н.М. Рубцова;
  2. Вызвать интерес к личности поэта;
  3. Воспитывать любовь к творчеству Рубцова и поэзии в целом;
  4. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихов;
  5. Развивать поэтический слух, умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь.

Оборудование: Презентация, аудиозаписи, книги Н.М. Рубцова             

                                                  Ход занятия:

Воспитатель. Многие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов  можно назвать Николая Рубцова. На прошлом занятие мы познакомились с биографией Николая Михайловича Рубцова.
Зима — это время года, когда поэт появился на свет, зима — это время года, когда Николая Рубцова не стало.

Стихотворение «Первый снег»

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней...

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

- Вам не захотелось на улицу, дотронуться до белого-белого снега? А, может, вдруг захотелось ощутить его холодную пушистость, прикоснуться к какой-то тайне природы.
Когда читала это стихотворение Николая Рубцова, я слышала негромкую, чистую, прозрачную музыку. «Ах, кто не любит первый снег»... Стихи Рубцова музыкальны, значит, это действительно поэзия... Послушайте ещё одно его стихотворение.
Стихотворение «Звезда полей»
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...

- О чём здесь идёт речь? (О любви к Родине)
Дело в том, что ещё шести лет Николай лишился матери и отца. Он почти их не помнил, а помнил лишь сиротский детский дом в селе Никольском в  северном, холодном Вологодском крае. Любовь к северному краю он сохранил на всю жизнь. И где бы он ни был, всегда вспоминал сельские пейзажи.

Стихотворение «Утро»
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,—
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...

- Николай Рубцов  часто вспоминал детство, свою мать, которую помнил не зрительно, а только душой, чувствами. Закройте глаза и  послушайте песню «В горнице».
-Какая это песня по настроению? (ответы детей)
-О ком эта песня? (ответы детей)
-Какую картину вы представили, когда слушали песню? (ответы детей)

Музыкальная физкультминутка.
- Николай Михайлович  писал о птицах с большим проникновением и пониманием их судьбы.
-  Кому особенно тяжело в суровые зимние дни? (птичкам)
- Почему?

Стихотворение «Воробей» (читает ребёнок).
Чуть живой. Не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-Послушайте ещё одно  стихотворение «Ворона» (читает ребёнок).
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны...

-Какое настроение у вороны?
-Что стало причиной такого настроения?

-А вот ещё стихотворение «Ласточка» (читает ребёнок)
Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилу птенцу.
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,
Над мезонином своим...
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?

- О ком вы узнали из этого стихотворения?
- Похоже ли оно по настроению на стихотворение о воробье и вороне?
- Какая беда случилась у ласточки?
- Как вела себя птичка?
- Можно ли было помочь ласточке?
Живя в городе большую часть своей жизни, Рубцов часто вспоминает деревню, а вообще на деревенскую тему у него очень много стихов. Послушайте одно из них.

«Родная деревня»
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
— Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
— Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…

Николай Рубцов... Это человек, который принес в мир не только стихи, но и свою музыку, тихую, светлую, убаюкивающую, умиротворенную. Нет, он не был композитором, но с охотой играл на гармошке и гитаре. Еще в детдоме всем казалось, что он непременно будет учиться музыке.
На его стихи написано более 130 песен. Значит, чувствовалась в них музыку, рубцовскую музыку.
Песня «Морошка»
- Вам понравилась песня?
- О чём она?
- Поэта давно уже нет с нами. Именем Рубцова названа улица в нашем селе, она так же коротка, как и жизнь поэта.  Его памятник стоит у детского садика, где проходят каждую зиму «Рубцовские чтения».
- Поэт погиб, он не сможет больше написать ни строчки, поэтому мы с трепетом держим сборник его стихов. Прикоснёмся к живому роднику его поэзии, прочтём ещё  стихотворение.

Стихотворение «Берёза»
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
Итог: - Ребята, с творчеством  какого  поэта мы с вами сегодня знакомились? (Н.М. Рубцова).
- Какие его произведения вам больше всего понравились?

Литература:
1.Н.Рубцов «Стихи для детей» - Оренбургская книга, 2006.
2. Н.Рубцов «Родная деревня». Стихи. – Вологда, 2002.


Приложение №3

Литературная гостиная «В гостях у поэта»

Цель:
1.        Обогащение представлений детей о жизни и творчестве поэта Н. М. Рубцова.
2.        Формирование чувства гордости за свой родной край.
3.        Развитие у детей связной выразительной речи, творческих, познавательных, музыкальных и танцевальных способностей.
4.        Воспитание у детей нравственных и эстетических чувств, доброжелательного отношения к окружающему миру.

Подготовительная работа:
1.                  Экскурсия в музей «Детские годы поэта»
2.                  Беседа в библиотеке «Н. Рубцов – художник словом»
3.                  Экскурсия к памятнику Н. М. Рубцова.
4.                  Посещение Емецкой средней школы имени Н.М. Рубцова.
5.                  Экскурсия к дому, где родился Н.М. Рубцов.
6.                  Беседы о детстве, жизни, стихах Рубцова.
7.                  Семейная проектная деятельность «Емецк – родина Н.М. Рубцова».
8.                  Рассматривание иллюстраций к стихам поэта.
9.                  Рассматривание фотографий поэта в разные периоды жизни, фотографий мест, где жил и работал поэт.
10.              Чтение и заучивание стихов Н. М. Рубцова, отработка их выразительного чтения, правильного произнесения поставленных звуков.
11.              Слушание песен, написанных на стихи поэта.
12.              Разучивание песни «Воробей», «Коза», Северная береза» на стихи поэта.
13.              Разучивание танца на песню «В горнице», написанную на стихи поэта.
14.              Рисование по стихам Н. М. Рубцова.

Оборудование: портрет Н. М. Рубцова, мультимедийный проектор, презентация «Жизнь и творчество Рубцова», гармонь, гитара, книги Н. М. Рубцова, выставка рисунков к стихам поэта, записи песен на стихи поэта «Тихая моя Родина»,  «В горнице», «Северная береза», «Воробей», «Коза»; аудиозапись «Песня о Рубцове» в исполнении Паничева Валентина, видеофильм «Николай Рубцов – «Я умру в крещенские морозы»»

Ход занятия:
Ведущий 1:    (СЛАЙД 1)
Здравствуйте, уважаемые родители, гости. Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной «В гостях у поэта», посвященной 80-летию со дня рождения замечательного русского поэта  Н. М.Рубцова и предлагаем вам посмотреть небольшой документальный фильм о жизни и творчестве поэта. Видеофильм «Николай Рубцов – «Я умру в крещенские морозы»»
Дети заходят в зал, звучит песня о Рубцове (Паничев Валентин  «Песня о Рубцове»).

Ведущий 2: (СЛАЙД 2) 
Широка и красива наша Архангельская область. Много в ней прекрасных лесов, рек, полей, современных городов, поселков и маленьких деревень. Все мы любим свою малую Родину и гордимся тем, что на нашей Архангельской  земле живут замечательные люди. Каких знаменитых земляков вы знаете?
(Дети должны вспомнить М. В. Ломоносова, первого русского ученого-естествоиспытателя, литератора, историка, художника; С.Г. Писахова,  русского художника, писателя, этнографа, сказочника; поэта Н. М.Рубцова). Да, все эти знаменитые люди – наши земляки, и мы этим гордимся.
Дети, а о ком мы в последнее время говорили, учили его стихи, песни на его стихи, рисовали рисунки по его произведениям (О поэте Н. М. Рубцове)   Сегодня мы окунёмся в жизнь, судьбу и творчество Николая Михайловича Рубцова.

Ведущий 1:  Дети, скажите, пожалуйста, где родился Н. М. Рубцов?
Да, Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в нашем селе Емецк четвертым ребенком в семье. (СЛАЙД 3)  Отец Николая Рубцова Михаил Андрианович  работал в леспромхозе, а мать Александра Михайловна  была домохозяйкой. (СЛАЙД 4) 
А где прожила семья Рубцовых в Емецке?
Семья Рубцовых жила в двухэтажном деревянном многоквартирном доме, который до сих пор стоит в Емецке, около перекрестка, на знаменитом старом архангельском тракте, по которому Михаил Ломоносов шагал в Москву.  (СЛАЙД 5) Семья Рубцовых занимала две небольшие комнаты. Недалеко от дома и река Емца.
В 1937 году Рубцовы переехали в Няндому по новому месту работы отца. В 1940 году,  когда Коле было 5 лет, семья переехала в Вологду. Потом началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, а в семье Коли случилось большое несчастье – умерла мама, и мальчик вместе с братом Борей оказался в детском доме.
Так Коля попал в детский дом под Вологдой, а потом его перевели в другой детский дом в село Никольское Тотемского района (СЛАЙД 6)
Дети, а как учился Коля в школе? (Он учился отлично).
Да, вот такой похвальной грамотой за отличные успехи в учебе и примерное поведение наградили Колю после окончания третьего класса (СЛАЙД 7). Такие же грамоты он получил после окончания  первого и четвертого классов.
Коля рано начал писать стихи. Послушайте его стихотворение и скажите о чем оно?
Вспомню как жили
Мы с мамой родною.
Всегда в веселе и тепле.
Но вот наше счастье,
Распалось на части –
Война наступила в стране.
Дети, скажите, пожалуйста, а как относились к Коле другие дети в детском доме? (Колю любили. Он был добрый. Детям нравилось слушать его стихи.)
А еще Коля хорошо играл на музыкальных инструментах. Скажите, пожалуйста, на каких инструментах он играл? Да, Коля играл вот на такой гармошке и на гитаре. И часто пел песни на свои стихи.

Ведущий 2:  (СЛАЙД 8) Скажите, пожалуйста, а кем Коля мечтал стать, когда закончит школу? (Коля мечтал стать моряком). Мечта сбылась, когда его призвали в армию, и Коля стал служить на Северном флоте. Николай Рубцов служил моряком целых 4 года и на службе в Морфлоте пользовался любовью товарищей, продолжал сочинять стихи, хорошо пел, играл на гармони, танцевал. Сегодня и наши дети исполнят танец моряков. (Танец «Яблочко»)

Ведущий 1:  Николай Рубцов очень любил свою Родину – Россию, у него написано много стихов о любви к своему Отечеству. Давайте послушаем песню «Тихая моя Родина» и скажем о чем она? (О любви к Родине, о том, что Рубцов помнит о своей малой родине и ничего не забыл).
А сейчас дети  прочитают стихи Рубцова о Родине. (Дети читают стихи «Звезда полей» (СЛАЙД 9),  «Избушка»).

Ведущий 2:  Н. М. Рубцов очень много странствовал за свою жизнь, жил в разных городах, но больше всего он любил свою Вологодчину, село Никольское, где был в детдоме. Его все время тянуло туда. (Дети читают стихи «Родная деревня» (СЛАЙД 10) , «В горнице»  (СЛАЙД 11).
Он любил бродить по лесу, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу. Николай Рубцов говорил: «Я пишу про то, что вижу». Так появились замечательные стихи про зверей, птиц, деревенских жителей, детей. (Дети читают стихи «Про Вову»,  «Про Леву»,   «Добрый Филя»,  «Хлеб», «Медведь», «Про зайца».)
Героями стихов Н. Рубцова становятся и домашние животные, добрые, веселые и немного смешные. (Стихотворение «Жеребенок») А сейчас дети споют песню Надежды Берестовой на стихи Н. Рубцова «Коза».
Поэт Н. Рубцов очень любил птиц и писал про них с большой теплотой и пониманием их судьбы, особенно в холодное и голодное для птиц время. (Стихотворение – «Ласточка» (СЛАЙД 12))
Послушайте песню Надежды Берестовой на стихи Н. Рубцова «Воробей» (Дети исполняют песню).  (СЛАЙД 13)

Ведущий 1: А еще много стихов Николай Рубцов посвятил красоте нашей русской северной природы. (Дети читают стихотворения «Цветы» (СЛАЙД 14), «Маленькие Лили».)
А сейчас мы исполним песню, написанную на стихи Н.М.Рубцова «Северная береза» (Дети исполняют песню). (СЛАЙД 15)
Есть у него и стихотворения о зиме. Поэт очень радовался первому снегу и написал об этом стихотворение. (Дети читают стихотворение «Первый снег») (СЛАЙД 16)
А где зима, там лошадка, сани, лес, дрова… Послушаем стихотворение «По дрова».
Есть у Н. Рубцова стихи про осень. (Дети читают стихотворения «В осеннем лесу»  (СЛАЙД 17), «У сгнившей лесной избушки»)
Сейчас наши дети исполнят танец под известную песню «В горнице», написанную на стихи Н. Рубцова. (Исполняется танец). (СЛАЙД 18)

Ведущий 2:  Дети, а как Н. М. Рубцов относился к своей Родине? (Он любил ее, воспевал в стихах). Чем нам дорог поэт Н. Рубцов? (Писал хорошие стихи, любил Родину).
 Память о Н. М. Рубцове чтут по всей стране. Ему поставлены памятники в Тотьме, Вологде, бюст в Череповце. В Вологде и Москве есть музеи.  (СЛАЙД 19)
В нашем селе тоже есть музей и даже поставлен памятник, который находится рядом с детским садом. (СЛАЙД 20) О том, как берегут память о Н.М.Рубцове в нашем селе, расскажет Коновалова Маша. Она вместе с мамой познакомилась и посетила памятные места, связанные с пребыванием Н. М. Рубцова в селе Емецк, и сейчас нам о них расскажет (показ презентации «Емецк – родина Н.М. Рубцова»).

Ведущий 1:  Ребята, вы очень хорошо прочитали стихи Николая Рубцова и нарисовали красивые иллюстрации к ним, которые украшают наш зал. Мы с вами собрали книги, вещи, рисунки связанные с жизнью поэта, создали свой  мини-музей для того, чтобы мы и другие дети детского сада узнали больше о Николай Рубцове. Мы верим, что стихи Н. Рубцова помогут вам вырасти настоящими патриотами своей Родины, добрыми и отзывчивыми людьми. (СЛАЙД 21)
Показ презентации о мероприятиях, проводимых в рамках проекта «Слово поэта».
Награждение грамотами участников проектной деятельности, победителей конкурса рисунков «Стихи Н.М.Рубцова глазами детей», награждение детей памятными медалями с символикой проекта.

Литература:
  1. Материалы сайта  Душа хранит. Жизнь и поэзия Николая Рубцова. http://rubtsov-poetry.ru/
  2. Видеофильм «Николай Рубцов – «Я умру в крещенские морозы»»
  3. Аудиозапись «Песня о Рубцове» в исполнении Паничева Валентина 
  4. Диск Надежды Берестовой «Край Чудес». Детские песни на стихи Николая Рубцова. - Вологда, 2014.
  5. Видеозапись песни «Тихая моя Родина» на стихи Н. Рубцова, музыка Ю. Смирнова, в исполнении Е.Волковой, А. Подболотова. https://www.youtube.com/watch?v=XkV9rUj5mn0
  6. Аудиозапись песни  «В горнице».
  7. Аудиозапись песни  «Яблочко» - Т. Суворова Танцевальная ритмика для детей ВЫП.4.mp3


2 комментария:

  1. Молодцы! Большая, трудоёмкая работа над проектом обязательно даст свои результаты.

    ОтветитьУдалить