На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

вторник, 27 сентября 2016 г.

Долгая дорога к Рубцову. Зарисовки «по памяти»

КУКЛИНА Эльвира Юрьевна,
методист ЦРБ им. В.Г. Короленко
МКУК ЦБС Нижегородского района
г. Нижнего Новгорода

1. Далёкое лето 1982 года...
Я, тогда еще школьница-старшеклассница, вместе с родителями добралась из Горького (ныне – Нижний Новгород) до Вологодчины, в село Никольское, где когда-то, в 1943-м, нашел приют Коля Рубцов.
Война разрушила семью будущего поэта: отец ушел на фронт, мать и сестренка умерли, остальных детей (в том числе Колю) судьба раскидала по разным местам.
Семилетний худенький мальчик оказался в кругу таких же ребятишек, оставшихся без поддержки родных. Вряд ли кто-то из этих детей тогда догадывался, что бок о бок с ними растет замечательный писатель – гордость России...
Чем запомнилась та поездка в Николу?
Обилием кусачих мошек. Неброской красотой северной природы. Хмурой, несолнечной погодой. Добротой простой русской женщины, жительницы села Никольского – бабки Ираиды. Она и на ночлег нас пустила (ну прямо как в «Русском огоньке»!), и угостила чем бог послал, и рассказала, что помнила, про знаменитого земляка (а в 60-х – еще мало кому известного). В ходе беседы выяснилось, что была она матерью тогдашнего мужа Генриетты Меньшиковой – первой гражданской жены Рубцова, родившей ему дочку Леночку. «Приедет он, Коля-то, с одним чемоданчиком, пальтишко потрепанное, старенькое, но гостинец ребенку обязательно привезет...» – рассказывала наша гостеприимная хозяйка.
…Нет давно уже на земле бабки Ираиды. Остались фотографии с ней в нашем семейном альбоме. Остался в памяти ее окающий говорок. А еще – тепло в душе от ее доброты и бескорыстия…
А еще запомнилось: поэт удивительно точно передал приметы Никольского в стихотворении «Тихая моя родина» – и погост «на том берегу», и «купол церковной обители», что «яркой травою зарос». А вот «новый забор перед школою» давно уже к тому времени износился, да и саму-то ее разобрали на бревна – видно, состарилась без ремонта, одряхлела.

Кроме Николы, мы тогда посетили Тотьму (там Рубцов учился в техникуме) и Вологду - навестили его могилу, где на скромном надгробии высечены пронзительные слова «Россия, Русь, храни себя, храни!»
О Тотьме помню: не нашли памятник Рубцову работы Клыкова (где поэт изображен сидящим на скамье) – развалился! Вот уж воистину: «Мне поставят памятник на селе – буду я и каменный навеселе».
По впечатлениям от поездки я написала цикл стихов «В гости к Николаю Рубцову». Его напечатали в журнале «Север» (1983 год). Рассказала, как умела (мне тогда было 16 лет) о том, что видела на Вологодчине своими глазами.
А спустя тридцать с лишним лет появилась еще одна дорогая для меня публикация – в «Двине» (2015 год) – под названием «Дорога к Рубцову».
Вот стихотворение о вологодском кладбище, опубликованное в «Нашем современнике» (2014):
Как не по-северному ярок
Мой факел – маковый букет,
Мой незатейливый подарок,
Что опоздал на столько лет.
Не в гуле праздничном эстрады
Он будет мной преподнесён.
Здесь невысокие ограды
Погружены в глубокий сон.
Здесь только чёрные вороны,
Чей кстати траурный наряд,
Как будто важные персоны
Между собою говорят.
Им всё равно, что чей-то начат,
А чей-то кончен краткий путь.
Букет… Ну что теперь он значит.
А впрочем – значит что-нибудь.
                                                              1982

2. Отдельная история – о «рубцовской эпопее» в жизни моего отца Юрия Ивановича Куклина.
Для него дорога к поэту началась с того момента, когда прочел он в каком-то журнале (или альманахе) стихотворение «Мимо изгороди шаткой» («Привезу я дочке Лене/ Средь других даров/ Медвежонка на колене/ Кроме воза дров» – помните?). Мой отец так увлекся творчеством поэта, что повез всю свою семью на Вологодчину (про это я уже рассказала). А впоследствии переписывался всё с той же Гетой – Генриеттой Меньшиковой. Письма от нее он передал в рубцовский музей в Дзержинске (об этом «учреждении» – чуть ниже). А в нашей домашней библиотеке остался экземпляр воспоминаний о поэте (1983 года издательства, на обложке – кленовый лист, выпущен в Архангельске, если не ошибаюсь).
На этом отец не успокоился. Вместе с «инициативной группой» организовал создание бюста Рубцова (по фотографиям, то ли из эпоксидной смолы, то ли путем отливки из металла). Привлек к этому местного ваятеля. И пробные варианты были сделаны! Отец даже съездил в Тотьму (предполагалось установить скульптуру там). Но что-то не сложилось – затея не удалась, видимо по техническим причинам. Но бюст-то был неплохой, портретное сходство «на лицо»… Зато его довелось видеть поклонникам творчества Рубцова в Нижнем, Казани и Москве. А до Тотьмы он так и не добрался… (да, бюст действительно был из «эпоксидки»).
      3. …В этом году (2016-м) наконец удалось мне выбраться в музей Николая Рубцова в городе Дзержинске Нижегородской области. Здесь, в библиотеке им. А.С. Пушкина, разместились предметы быта, витрины с рукописями, фотографиями, отразившими разные этапы жизни Николая Михайловича. Экспозиция в небольшом зале представила не только биографию вологодского писателя – она запечатлела целую эпоху истории нашей страны – 40-60-е гг. прошлого века...
Музей Н.М. Рубцова в Дзержинске – особый, живой, пополняющийся новыми экспонатами. А главное - собирающий под своей крышей интересных, творческих людей, любящих свой край, родное слово. Встречи этих талантливых читателей носят название «рубцовские субботы». 17 сентября прошла уже... 119-я! Можно только пожелать дальнейшего процветания и библиотеке им. А.С. Пушкина, и музею Н.М. Рубцова. Низкий поклон людям, хранящим память о поэте, бережно собирающим каждую крохотную деталь, связанную с его судьбой, с его творчеством, – в первую очередь – Альбине Потаповой, исследователю и популяризатору рубцовского наследия. Экскурсия, проведенная ею, запомнится нам надолго – сколько новых интересных фактов мы узнали благодаря Альбине Викторовне, как эмоционально и прочувствованно говорила она о  поэте!
   P.S.  ...Дорога к Рубцову для каждого читателя начинается по-своему: с выученного к уроку стихотворения, услышанной песни на его слова, увиденного видеосюжета, прочитанной статьи. А вот завершиться она не может, потому что настоящая оге – за глотком искренности, непоказным патриотизмом, «дуновением вдохновения».

Комментариев нет:

Отправить комментарий