На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

среда, 23 марта 2016 г.

Николай Рубцов - детям

Ромина Наталья Алексеевна,
библиотекарь городской библиотеки № 14
МБУК "ЦБС г. Вологды".



Литературный час для учащихся начальных классов,
посвящённый 80-летию со дня рождения вологодского поэта Н. М. Рубцова.

Цели:
- Знакомство с литературой Вологодского края;
- Показать книги Н. Рубцова, которые есть в библиотеке, и заинтересовать школьников творчеством поэта;
- Помощь учебному процессу.

Оформление: портрет Н. Рубцова, заголовок мероприятия, фотоиллюстрации к стихам Н. Рубцова о природе, книжная выставка «Родная деревня», мультимедиа презентация «Николай Рубцов детям», записи песен: «Зимняя песня» (сл. Н. Рубцова, муз. Е. Щекалёва) в исполнении Валентины Толкуновой; «Коза» и «Про зайца» в исполнении Елены Никитиной, «Воробей», «Ворона» и «Ласточка» в исполнении Александра Матюхина.

Оборудование: ноутбук, проектор, белый экран, колонки.

Предварительная подготовка: дети самостоятельно дома читают стихи Н. Рубцова: «Ворона», «Воробей», «Медведь», «Про зайца», «Ласточка», «Коза» и другие детские стихи.

Ход мероприятия:

(Все дети делятся на три команды по количеству рядов в классе. Каждая команда придумывает название своей команды, связанное со стихами Н. Рубцова).


ВЕДУЩИЙ 1. Сегодня наша встреча посвящена творчеству замечательного вологодского поэта Николая Рубцова. Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке в Архангельской области. Семья переехала туда из Вологды за три месяца до рождения будущего поэта. Коля был четвертым ребенком в семье. Ещё двое детей родились после его. Отец Рубцова Михаил Андрианович работал начальником в леспромхозе, а мама Александра Михайловна была домохозяйкой. В 1940 году семья Рубцовых переехала в Вологду, где и застала их война – Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт. Когда Николаю было всего 6 лет, умерла мама. Став взрослым Николай Рубцов написал такие строки:

ЧТЕЦ 1. Мать умерла. Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.

ВЕДУЩИЙ 2. Первое стихотворение Коли Рубцова относится к лету 1942 года, когда умерла его мать:

ЧТЕЦ 2. Вспомню, как жили мы
С мамой родною —
Всегда в веселе и тепле.
Но вот наше счастье
Распалось на части —
Война наступила в стране...

ВЕДУЩИЙ 1. Старших детей взяли к себе родственники, а младшие — Коля и Боря — попали в Красковский детский дом, расположенный недалеко от Вологды. В октябре 1943 года Колю Рубцова переводят в другой детский дом – в село Никольское Тотемского района Вологодской области.
Пасмурный день и вечер, когда он впервые приехал в этот детдом, запомнились Николаю Рубцову на всю жизнь. Позднее он писал:

ЧТЕЦ 3. Я смутно помню
Позднюю реку,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик “Скорей!”,
Потом раскаты грома
И дождь… Потом
Детдом на берегу.

ВЕДУЩИЙ 2. От моста дорога заходит в село Никольское, длинным посадом, растянувшимся по берегу реки. На пригорке высоко поднялся над избами двухэтажный деревянный дом с усадебными и хозяйственными постройками на задах. Это и есть детдом. Отсюда видна просторная луговина, спускающаяся к воде, кусты по берегам и кое-где баньки. А за рекой, над глинистыми обрывами, - лес и лес без конца…

ВЕДУЩИЙ 1. Это было военное и послевоенное время. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все-таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все-таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки.
Содержать большой коллектив воспитанников детдома было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, козы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого. Воспоминания об этом и наблюдения за домашними животными отразились впоследствии в стихотворении «Коза» (Ученик читает стихотворение):

ЧТЕЦ 4. Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
- Как не стыдно тебе, егоза? –
И коза опустила глаза.
А когда разошелся народ,
Побежала опять в огород.

(Звучит песня «Коза» в исполнении Елены Никитиной).

Ведущий 2. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу. То старую лошадь кормит травой и гладит. А когда мальчик подрос, он охотно ездил с бочкой за водой, и уж, конечно, для него большая радость пройти с вожжами в руках за телегой в поле.
В детском доме жил жеребёнок Бурчик. Его любили все ребята. Дети играли с животным, валялись с ним в траве, приносили, как лакомство, горсть полевого ячменя. Чаще всего с жеребёнком возится Коля. Он гладил его, расчёсывал ему гриву, а затем садился верхом и ехал на нём на водопой. Став поэтом Николай Рубцов написал стихотворение «Жеребёнок», в память о Бурчике из своего детства (Ученик читает стихотворение):

ЧТЕЦ 5. Он увидел меня и замер,
Смешной и добрый, как божок,
Я повалил его на травку,
На чистый, солнечный лужок!


И долго, долго, как попало,
На животе, на голове,
С восторгом, с хохотом и ржаньем
Мы кувыркались по траве...

ВЕДУЩИЙ 1. Уборочные дни всегда сближали ребят друг с другом и с воспитателями.
Лень, отлынивание от работы не признавались самими детьми. И, конечно, весь быт детского дома был поставлен на самообслуживание – и в спальнях и в столовой. Таковы были обычные дни и труды, основным из которых оставалась все-таки учеба.
Сохранился рассказ учительницы литературы: “Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения”.

ВЕДУЩИЙ 2. Третьего января 1946 года Коле Рубцову исполнилось десять лет. День рождения отметили так. Самая бойкая из девчат Валя Межакова маршем на барабане вызвала в зал всех воспитанников детдома. И Коля, меньше всего полагавший, что эта шумливая сходка собрана ради него, был весело вытолкан к ёлке с флажками, где и вручили ему роскошный по тем временам сверхподарок – десять цветных горошин – драже!
А потом принесли единственную на детдом хранимую под ключом кирилловскую гармонь и потребовали:
– Играй!
Игре на гармошке Колю никто не учил. Сам, вечер за вечером, научился. Часто после просмотра какого-нибудь кинофильма его зазывали в класс или спальню и там умоляли вспомнить мелодию песни. Вспоминая, он тут же играл, а девочки пели. И было в такие дни по-особому весело и приветно, ну точно как дома.
Новогодняя ёлка с флажками. Десять круглых конфет. Знаменитая песенка о Катюше. Это запомнилось Коле. Запомнилось также и то, как его попросили:
– Прочитай, Колюха, стихотворение!
И он, запихав от волнения руки в карманы штанов, поднял голову и прочёл:

Скользят полозья детских санок
По горушечке крутой.
Дети весело щебечут,
Как птицы раннею порой. («Зима», 1945)

Ему хлопали. Ему улыбались. Словом, день этот, третьего января прошёл для него, как сиятельный праздник.

ВЕДУЩИЙ 1. Учился Николай Рубцов хорошо. Ему нравилось учиться.
Разумеется, для воспитанников детского дома (а их было около ста человек) жизнь не сводилась только к учёбе и хозяйственным работам. Не обходилось без развлечений, озорства, игр. Например, Николай до страсти увлекался рыбалкой и, когда это было возможно, целые дни проводил со сверстниками на реке. То с удочкой сидит, а потом несёт связку плотвы и маленьких окуней, то охотится за налимами, переворачивая камни в воде, вооруженные самодельной острой. Детские впечатления ожили позже в стихах:

ЧТЕЦ 6. Помню, как тропкой, едва заметной,
В густой осоке ходили летом
Ловить налимов под речными корягами.
Поймать налима не просто было.
Мало одного желания.
Мы уставали, и нас знобило
От длительного купания.
… И долго после мечтали лежа
О чем-то очень большом и смелом,
Смотрели в небо, и небо тоже
Глазами звезд на нас смотрело.

ВЕДУЩИЙ 2. Недалеко от детдома был лес. Поэтому Коля был хорошо знаком с лесными обитателями. О них рассказывают его стихи «Про зайца» и «Медведь» (Дети читают стихи).

ЧТЕЦ 7. Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой -
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,
Hо, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго,
Притаившись в тишине,
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Hе осталось никого...

(Звучит песня «Про зайца» в исполнении Елены Никитиной).

ЧТЕЦ 8. В медведя выстрелил лесник.
Могучий зверь к сосне приник.
Застряла дробь в лохматом теле.
Глаза медведя слез полны:
За что его убить хотели?
Медведь не чувствовал вины!
Домой отправился медведь,
Чтоб горько дома пореветь...

ВЕДУЩИЙ 1. После успешного окончания семилетней школы Николай Рубцов поступил в Тотемский лесотехнический техникум. Но его уже звал ветер странствий. В шестнадцать лет, едва получив паспорт, он добрался до Архангельска и попытался стать моряком. Но он был очень мал и слаб, и его не пустили в море.
Прежде, чем пробиться в море, Николай какое-то время работал библиотекарем и истопником. В конце концов, он устроился кочегаром на рыболовецкое судно. Потом он 4 года служит на Северном флоте, на эскадренном миноносце.
Как и в детстве Н. Рубцов во время службы в часы отдыха играл для своих сослуживцев на гармошке.

(Звучит фрагмент музыки исполняемой на гармони).

ВЕДУЩИЙ 2. После службы Рубцов сдает экзамены за 10 класс и поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. Первые стихи Рубцова публикуются ещё во время службы на флоте.

ВЕДУЩИЙ 1. Большинство своих стихов Николай Рубцов написал для взрослых. Но у него есть и детские книги. У нас в библиотеке есть книги: «Ласточка», «Родная деревня», «Добрый Филя», «Звезда полей». (Показать книги). Стихи Рубцова вызывают самые добрые и чистые чувства. Они рассказывают о родной вологодской природе; о деревне, где прошло детство поэта. Когда читаешь его стихи о животных, чувствуется искренняя любовь поэта к братьям нашим меньшим.

Конкурс «Составляйка».

Каждой команде выдаются буквы из которых надо составить слово – название стихотворения Н. Рубцова (ЛА/СТ/ОЧ/КА, ВО/Р/ОН/А, ВО/Р/ОБ/ЕЙ). Та команда, которая это сделает быстрее, выиграет.

ВЕДУЩИЙ 2. Трудно птицам зимой. Холодно и еду найти очень сложно (Ученик читает стихотворение «Воробей»).

ЧТЕЦ 9. Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему...

(Звучит песня «Воробей» в исполнении Александра Матюхина).

ВЕДУЩИЙ 2. Не только маленьким и беззащитным воробьям живётся тяжело. Серым крикливым воронам в непогоду тоже не сладко (Ученик читает стихотворение «Ворона»).

ЧТЕЦ 10. Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны...

(Звучит песня «Ворона» в исполнении Александра Матюхина).

ВЕДУЩИЙ 2. Бедная мать, которая потеряла своё дорогое дитя. Поэту искренне жаль ласточку, у которой выпал птенец из гнезда (Ученик читает стихотворение «Ласточка»).

ЧТЕЦ 11. Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим...
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?

(Звучит песня «Ласточка» в исполнении Александра Матюхина).

Конкурс «Фото-поэтическое лото»
У каждой команды на столе лежат по две фотографии с пейзажами. Ведущий читает отрывки из стихотворений Н. Рубцова, а дети подбирают подходящие под описание природы фотографии и объясняют свой выбор.


***
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю – и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.

(«Берёзы»)

***
Слава тебе, поднебесный
Радостный, краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой.

С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!

(«Сентябрь»)

***
Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов. И подарю букет
Той девушке, которую люблю.

(«Букет»)

***
Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру.

(«Первый снег»)


***
Улетели листья с тополей –
Повторилась в мире неизбежность…
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!

Пусть деревья голые стоят!
Не ругай ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?

(«Улетели листья»)

***
Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо тёмноё, без звёзд.

(«Русский огонёк»)

ВЕДУЩИЙ 2. Здание Никольского детского дома, в котором жил и окончил семилетнюю школу Николай Рубцов, до сих пор стоит на берегу реки Толшмы. В нём сейчас расположен дом-музей Николая Рубцова. В Тотьме установлен памятник поэту. Памятник Николаю Рубцову есть и в Вологде. На одном из домов нашего города на улице Яшина, где жил поэт, установлена мемориальная доска.

Звучит «Зимняя песня» (сл. Н. Рубцова, муз. Е. Щекалёва) в исполнении Валентины Толкуновой.


Вопросы для повторения:

1. О чём в своих стихах писал Н. Рубцов? (О природе, о русской северной деревне, о животных)
2. Какие стихи Н. Рубцова вы знаете? («Медведь», «Про зайца», «Коза», «Воробей», «Ворона», «Ласточка», «Жеребёнок», «Мальчик Вова», «Мальчик Лёва», «Узнала», «После посещения зоопарка», «Маленькие Лили» и др.)
3. В память о ком Н. Рубцов написал стихотворение «Жеребёнок»? (В память о жеребёнке Бурчике из своего детства)
4. Что случилось с медведем в стихотворении «Медведь»? (В медведя выстрелил лесник)
5. Какое горе у вороны из одноимённого стихотворения? («Ведь ни зёрнышка нет у вороны И от холода нет обороны…»)
6. Что общего в стихотворениях «Ворона» и «Воробей»? (Воробью, как и вороне голодно и холодно)
7. Что произошло у ласточки в стихотворении «Ласточка»? (Выпал птенец из гнезда)

Литература.
Армеева В. И., Армеева И. А., Шилова Н. Б. Писатели-вологжане: Материалы о жизни и творчестве: Методическое пособие / В. И. Армеева, И. А. Армеева, Н. Б. Шилова. – Вологда, 2009. – 72 с.
Рубцов Н. М. Тихая моя родина : стихотворения / Н. М. Рубцов. – М. : Эксмо, 2005. – 368 с. – (Золотая серия поэзии).

Комментариев нет:

Отправить комментарий