На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

среда, 16 марта 2016 г.

Литературная гостиная « Горит, горит, звезда моих полей… »

Глушкова Наталья Викторовна - заведующая отделом обслуживания 
МКУК "МЦБС Тисульского района", 
Тисульская центральная районная библиотека,
Кемеровская область


Николай Рубцов - редкий поэт. Тончайшие, еле – еле проносящиеся в душе и голове ощущения, сомнения, догадки и порывы он умело соединял в хрупкий многозначительный рисунок, дополнял его, наделял острыми приметами и наедине со своими страстями и муками создавал стихи, которые стоят в едином ряду русской поэтической классики…
3 марта в читальном зале Тисульской районной библиотеке состоялась литературная гостиная, посвященная удивительной судьбе замечательного русского поэта - Николая Михайловича Рубцова. Кто-то услышал любимые строчки, кто-то впервые открыл для себя этого талантливого поэта, жизнь которого всегда озаряла «бессмертная душа России» - звезда света, надежд, звезда своей, ни на кого не похожей лирической дороги.
Для понимания поэзии Николая Рубцова, библиотекарь отдела обслуживания – Т.Е. Прокопьева, рассказала историю его поистине драматической жизни.
Узнав о его непростой судьбе, ребята поняли, кто дал поэту такую пристальность взгляда, чувство сострадания ко всему живому, такую способность любить и видеть то, что другие не замечают.
Творчество поэта питалось любовью к Родине, верой в добро и светлым отношением к жизни. И наш долг – сберечь и упрочить память о поэте, говоря его словами:
За всю любовь расплатимся любовью,
За все добро расплатимся добром.


Литературная гостиная
« Горит, горит, звезда моих полей… »


Автор: Прокопьева Т.Е.
Место работы: МКУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Тисульского района».
Должность: библиотекарь отдела обслуживания
Оформление и реквизит:
Презентация «Тихая моя родина…», книжная выставка «И буду жить в своем народе».

(Слайд 1) Ведущий: Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня наша литературная гостиная посвящена удивительной судьбе замечательного русского поэта, (Слайд 2) Николая Михайловича Рубцова. Кто-то из вас услышит любимые строчки, кто-то впервые откроет для себя этого талантливого поэта, жизнь которого всегда озаряла «бессмертная душа России» - звезда света, надежд, звезда своей, ни на кого не похожей лирической дороги.

(Слайд 3) (Звучит композиция Геннадия Плотникова «Звезда полей» на стихи Н.Рубцова)

Ведущий: Метут по вечерней земле январские метели, качаются тонкие березы, зыбко светят сквозь пургу редкие огни, порывистый ветер несет вдоль дороги сухой колючий снег…
Но сквозь этот холодный шум отчетливее и больнее проступает глуховатый, но внятный рубцовский голос…
За свою недолгую жизнь Николай Михайлович Рубцов успел издать только четыре поэтические книги, но без его имени сегодня уже не возможно представить лирику 1960-х годов. Для читателя, уставшего от громких деклараций и лозунгов, появление яркой звезды - таланта Николая Рубцова - было неожиданным и долгожданным. Свободная, полная глубоких чувств, сильная поэтическая речь поражала и притягивала. И не однажды, наверное, многие задавали себе вопрос: кто дал поэту такую пристальность взгляда, чувство сострадания ко всему живому, такую способность любить и видеть то, что другие не замечают. Для понимания поэзии Николая Рубцова нужно вдумчиво всмотреться в историю его поистине драматической жизни.
(Слайд 4) Родители Николая Рубцова были крестьянами, оказавшимися в годы коллективизации в Емецке Архангельской области, где 3 января 1936 года и родился Николай Рубцов. Дом, где прошло самое раннее детство будущего поэта, стоял на старинном архангельском тракте. Здесь семья Рубцовых прожила всего около года, переехав сначала в Няндому, а затем в Вологду.
(Слайд 5) Живописный северный край с неповторимой русской природой, старинная самобытность Вологодчины - все это с детских лет впиталось в память Коли.
(Слайд 6) Когда ему было всего пять лет, началась великая Отечественная война, которая легла тяжелым испытанием на его плечи. Умерли две его сестренки, отец в 1942 году ушел на фронт и пропал без вести, и в этом же году, когда Коле только - только исполнилось 6 лет, умерла мать – главная опора и надежда своих детей.
Случилось это ужасающе обыденно и просто. Николай вместе с братом возвращался из кинотеатра. «Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». У нее на глазах показались слезы. Брат мой заплакал тоже и сказал мне, чтоб я шел домой. Я ничего не понял тогда, что такое случилось, но сердце мое содрогнулось…»

(Слайд 7)
Домик моих родителей
Часто лишал я сна.-
Где он опять, не видели?
Мать без того больна.-
В зарослях сада нашего
Прятался я как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок…
Этот цветочек маленький,
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, не кстати ли,
Вырастить все же смог…
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок.
Ведущий: Разрастаясь, аленький цветочек заполнил «красными цветами» зрелую лирику - мало кто из русских поэтов так много писал о матери, как Николай Рубцов, ведь он, сельский мальчишка, один из многих миллионов детей того времени, вдосталь изведал горя и сиротства военных лет. Колю забирает к себе соседка, потом пропадают карточки на хлеб и вина падает на семилетнего мальчика, и он убегает в лес. Живет там неделю, а когда возвращается, говорит сестре: «Послушай, я под елкой сочинил»:

(Слайд 8)
Мать умерла. Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.

Откуда только – как из-под земли!-
Взялись в жилье и сумерки, и сырость…
И вот однажды все переменилось,
За мной пришли, куда- то повезли.

Я смутно помню позднюю реку,
Огни на ней, и скрип, и плеск парома,
И крик «Скорей!», Потом раскаты грома
И дождь.… Потом детдом на берегу.

(Слайд 9) Ведущий: Сельский приют в селе Никольском Тотемского района Вологодской области. Рядом река Толшма, которая течет среди диких лесов и болот. По обе стороны реки – деревни на холмах. Над рекой, сразу у въезда в Николку, под березами – разрушенная церковь. Это село и стало малой родиной поэта, вошедшей в душу навсегда.

(Слайд 10)
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопиться слишком:
- Я тоже отсюда уеду.

(Слайд 11) Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну, что по провинции шляться!
В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу.

(Слайд 12) Ведущий: Судьба, кажется, сделала все возможное, чтобы убить природное дарование этого человека. Сиротство, голод, холод, тоска по родительской ласке, по дому, которого у него так и не было до самой безвременной смерти, тяжёлая работа наравне с взрослыми. В таких условиях душа человека глохнет, черствеет, или совсем наоборот, становится чувствительной, ранимой. Трудно судить, каким бы он стал, если бы рос в семье, окруженный заботой и лаской, как все дети.

(Слайд 13)
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно.
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дует ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…

(Слайд 14) Ведущий: Учился Николай очень хорошо, получал грамоты. Очень много читал, особенно о море, которым грезил. Летом любил ходить в лес, до фанатизма любил рыбалку. Но страдание приносило страшное одиночество. На всю жизнь осталось в его детской памяти яркое, незабываемое воспоминание: одна воспитательница ласково погладила его по голове. Ах, эта детская тоска по материнской любви и теплу!

Детдомовский сирота, начитавшись книг о морских путешествиях, буквально бредил морем. Из детдома, когда ему исполнилось 14 лет, Николай уехал в Ригу. Мореходное училище - предел его детских мечтаний. Но там юного романтика не приняли, так как зачисляли в мореходку с 15-летнего возраста. Рухнула детская, наивная и чистая мечта. Потом были ранние тяжелые годы, работа на заводах, учеба в техникумах, работа в Архангельском траловом флоте.

(Слайд 15)
В 1955 году Николая Рубцова призвали в армию. Его мечта о море сбылась! Море стало одной из самых ярких страниц его жизни и одновременно серьезным испытанием, суровой жизненной школой. Вместе со строгим морским порядком, боевой учебой пришли надежность и обеспеченность бытом, чего он не знал в своем голодном сиротстве. Но сослуживцы запомнили матроса Рубцова веселым и общительным. Запомнилась им не только его улыбка, но и не разлучная с ним гармонь.
Стихи писались, конечно, и здесь. И первой, кто опубликовал молодого поэта, была армейская газета «На страже Заполярья».
К сожалению, море доставляло поэту не только радость. У него была девушка – «девушка моей мечты» (воспоминания Таисии Смирновой)

(Слайд 16)
Любимая, чуть не убилась,-
Ой, мама, родная земля!
Рыдая о грудь мою билась,
Как море о грудь корабля.

В печали своей бесконечной,
Как будто во след кораблю,
Шептала, «я жду вас вечно»!
Шептала «Я вас люблю»!

Люблю Вас! Какие звуки!
Но звуки ни то, ни се –
И где–то в конце разлуки
Забыла она про все.

Однажды с какой- то дороги
Отправила пару слов:
«Мой милый! Ведь так у многих
Проходит теперь любовь…»

И все же в холодные ночи
Печальней видений других
Глаза ее, близкие очень,
И море, отнявшее их…

Ведущий: Не каждая способна связать судьбу с человеком, которого постоянно сжигает творческий непокой. Разрыв с Таей он переживал очень тяжело, ничего не осталось от той жизни, о которой мечталось и может быть именно поэтому особенно проникновенны стихи Рубцова о любви. В них заложено самое сокровенное человеческой души и сердца. Потому, что поэзия Николая Рубцова удивительно жизнелюбива, жизнеутверждающа она, не смотря на многие трагические ноты, проникнута верой в добро. Оттого - светла и чиста, как светлой и чистой должна быть любовь.
Память о его первой любви не раз находит отражение в его творчестве.

(Слайд 17)
(Звучит песня на стихи Н. Рубцова «Букет»)

(Слайд 18)
Ведущий: Николай Рубцов был влюблен в поэзию С. Есенина, и не расставался с томиком стихов Ф. Тютчева. Он знал себе цену, почти всегда был уверен в значительности своего творчества. Он смело шел к тому, чтобы встать вровень с самыми признанными авторитетами.

Но я у Тютчева и Фета,
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..

После демобилизации он работал на Кировском заводе в Ленинграде, занимался в литературном объединении, позднее поступил в московский Литературный институт им. А. М. Горького, сдав экстерном экзамены за десятилетку. А после публикаций стихов в печати о нем заговорили, о нем спорили, его декламировали.
Он признавался, что жизнь его идет полосами. Он был непростой человек, и судьба его была непростой. Почти безразличный к житейским благам, он обходился минимумом жилплощади, одежды, еды. Видимо, сказалось детдомовское воспитание военной и послевоенной поры, когда учитывался каждый грамм хлеба, а общежитская скученность еще не разъединяла, а сплачивала. К сожалению, Николай Рубцов слишком долго не имел собственного уединенного угла, где можно было бы разложить бумаги, поставить чернильницу и спокойно работать. Стихи создавались на ходу и большей частью в голове, на бумагу заносились только готовые варианты. Неслучайно поэт обмолвился однажды, что если внезапно умрет, то унесет с собою целую книгу никому не известных стихотворений.

(Слайд 19)
Замерзают мои георгины.
И последние ночи близки.
И на комья желтеющей глины
За ограду летят лепестки…

Нет, меня не порадует - что ты!-
Одинокая странствий звезда.
Пролетели мои самолеты,
Просвистели мои поезда.

Прогудели мои пароходы,
Проскрипели телеги мои,-
Я пришел к тебе в дни непогоды,
Так изволь, хоть водой напои!

Не порвать мне житейские цепи,
Не умчаться, глазами горя,
В пугачевские вольные степи,
Где гуляла душа бунтаря.

Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцем у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали…

Но люблю тебя в дни непогоды
И желаю тебе навсегда,
Чтоб гудели твои пароходы,
Чтоб свистели твои поезда!

(Слайд 20) Ведущий: Немало жизненных перипетий пришлось пережить поэту. Было все – и взлеты и падения. И только родная деревня могла залечить раны, наполнить живительными силами. Только с многострадальной неустроенной русской деревней мог разделить он свою неустроенность. Его поэтическая судьба невидимыми нитями была связана воедино с судьбою народной… И не могло быть иначе. Николай Рубцов много ездил и повидал, но ближе и родней северной природы ничего не находил и не раз возвращался «в свою Николу», родную вологодскую деревню, где ждали его жена и дочь.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос…

Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать!

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую, самую жгучую,
Самую смертную связь

(Слайд 21) Ведущий: Простые и пронзительные эти строки не дойдут разве что до человека, для которого не только поэзия, но и родина – пустой звук. Николай Рубцов не знал родной матери, ее заменила Русь–Россия. Ей посвятил он свои лучшие стихи. В его поэзии - любовь и нежность к ее золотистым осенним лесам, терпким ягодам, лугам, притихшим селам. Что искал он в них для себя?

Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле – по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия – родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!


Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем.
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!

(Слайд 22) Ведущий: Как подлинному поэту Николаю Рубцову присущ тончайший музыкальный слух, потому что настоящая поэзия – это еще и музыка! Большинство его стихотворений напевны и мелодичны. Все, кто знал поэта, вспоминают его любовь к песне. Нередко одиночество ему скрашивала гармонь, играть на которой он так любил.

Я не один во всей Вселенной,
Со мною книги и гармонь,
И друг поэзии нетленной-
В печи березовый огонь…

(Слайд 23) Ведущий: Критик Юрий Селезнев писал:

«Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее музыка просится из его стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слушать ее…» Его стихи удивительно музыкальны. Поэзию Николая Рубцова назвали «тихой лирикой» за стремление к глубине и ясности, за простоту действительно, что может быть проще.

(Слайд 24)
(Звучит песня на стихи Н. Рубцова «В горнице моей светло»)


(Слайд 25) Ведущий 1: Николай Рубцов - редкий поэт. Тончайшие, еле – еле проносящиеся в душе и голове ощущения, сомнения, догадки и порывы он умело соединял в хрупкий многозначительный рисунок, дополнял его, наделял острыми приметами и наедине со своими страстями и муками создавал стихи, которые стоят в едином ряду русской поэтической классики…
В конце 60 годов жизнь поэта вроде бы и наладилась. В Москве его окружили своим вниманием поэт - вологжанин Яшин, московский критик В. Дементьев, в Вологде - прозаики В. Астафьев, В. Белов, поэт Виктор Коротаев. В 1970 году выходит последнее пожизненное издание Николая Рубцова – книга стихов – «Сосен шум». Поэт успел подготовить к печати книгу «Зеленые цветы». Но силы его были подорваны. Он как бы сам предсказывал смерть. И многое из того, о чем он писал, сбылось или начинает сбываться.

Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы,
А весною ужас будет полным:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый,
Разобьется с треском и в потемки
Уплывут ужасные обломки.
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя.

(Слайд 26) Ведущий: Он погиб в крещенскую ночь 19 января 1971 года. Ему исполнилось 35 лет. И за свою недолгую жизнь Николай Рубцов успел издать только четыре поэтические книги, но сегодня уже невозможно представить лирику последних лет без его имени и его стихов. Прикоснуться к строкам Николая Рубцова – значит прикоснуться к чему–то светлому и доброму.

Вот так поэзия, она
Звенит – ее не остановишь!
А замолчит – напрасно стонешь!
Она незрима и вольна.

Прославит нас или унизит,
Но все равно возьмет свое!
И не она от нас зависит,
А мы зависим от нее…

Ведущий:
На его могиле, на простом надгробии по желанию вологодских друзей поэта начертана знаменитая строка из его стихотворения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»
И звучит она как завещание потомкам любить и беречь свою Родину, приумножать ее славу и величие своими деяниями. Чистая звезда поэзии светит нам в пути. И разгорается с каждым днем все ярче.
(Слайд 27) 2016 год – год 80 –летия Николая Михайловича Рубцова. Людской интерес к нему, любовь и призвание неизменно растут. Да и что такое 80 лет для настоящего поэта?
Николай Рубцов успел написать немного, чуть больше 200 стихотворений, но все его стихи – это огромный мир, манящий, притягивающий, не отпускающий. Творчество поэта питалось любовью к Родине, верой в добро и светлым отношением к жизни. И наш долг – сберечь и упрочить память о поэте, говоря его словами:

За всю любовь расплатиться любовью,
За все добро расплатиться добром

Комментариев нет:

Отправить комментарий